Полихромная скульптуры Иоанна Георга Пинзеля

«Украинского Микеланджело» выставят в Лувре

Это первый случай, когда экспозиция украинского барокко появится в одном из самых известных музеев мира.

 В сердце Европы будут представлены работы одного из самых ярких и загадочных отечественных скульпторов ХVIII века Иоанна Георга Пинзеля. Уже сегодня в Лувр прибыли 27 уникальных деревянных сакральных барочных скульптур. Ни одна в пути не пострадала. Проект был задуман еще в 2009 году, с одной стороны, — Министерством культуры в Украине, а с другой стороны — посольством Франции в нашей стране. Однажды прикоснувшись к скульптурам Пинзеля, французы по-хорошему потеряли покой, поскольку увидели шедевры искусства, способные действительно удивить Европу.  

 Четыре года ушло на подготовку проекта. Работы Пинзеля для этой выставки предоставили четыре музея — Музей Пинзеля Львовской национальной галереи искусств, тернопольские областной краеведческий и художественный музеи, а также Музей искусств Прикарпатья из Ивано-Франковска. Самая большая скульптура в экспозиции — «Святой Иоанн» (высота 176 см), самая маленькая — «Святой апостол Иаким» (высота 72 см).

 Любопытно, что скульптур на самом деле должно было быть 28, но одну из них, которую организаторы выставки увидели в церкви одного тернопольского села, местные жители отдать во Францию отказались.

Самсон роздирающий пасть льву,И. Г. Пинзель, 1750-е.

Самсон роздирающий пасть льву,И. Г. Пинзель, 1750-е.

На реставрацию и транспортировку работ в Париж украинская сторона потратила более 2,5 миллионов гривен. Этап реставрации оказался неимоверно сложным.

Дело в том, что все свои скульптуры для церквей Пинзель создавал из дерева, которое покрывалось позолотой. За три века дерево источил шашель, а местами оно и вовсе превратилось в труху. Реставраторы воевали с плесенью, грибком и параллельно осуществляли дезинфекцию и дезинсекцию, без которой работы не могли быть вывезены из страны.

 — Одно из гениальных творений Пинзеля — скульптура Самсона, состоящая из шести фрагментов, была в ужаснейшем состоянии, — рассказывает директор НИИ реставрационного центра Украины Светлана Стрельникова. — Осыпающуюся с нее позолоту реставраторы буквально собирали вручную и возвращали на место.

Жертвоприношение Авраама,И.Г. Пинзеля 1750–е. года

Жертвоприношение Авраама,И.Г. Пинзеля 1750–е. года

Со скульптуры св. Иоанна, которая пережила самую сложную реставрацию, специалисты по миллиметру счищали белую краску, чтобы вернуть ей изначальный позолоченный вид, и заполняли пустоты, выеденные шашелем.  

 Большая часть работ была создана скульптором в костеле села Годовицы (Львовская обл.). Внутренний вид этого костела будет воссоздан в экспозиции Лувра. При этом сам костел, который является памятником архитектуры, на сегодняшний день в ужасном состоянии. Но в ситуации есть просвет.

 — Эта история станет стимулом, чтобы позже отреставрировать все скульптуры мастера, а также костел, — сказал министр культуры Украины Михаил Кулиняк.

 В свое время огромный вклад в исследование творчества мастера и сохранение его наследия внес ныне покойный директор Львовской национальной галереи Борис Возницкий. В 70-е годы он разыскивал скульптуры Пинзеля по всей Львовщине, спасал от пожара, буквально вынимал шедевры из мусора и в результате собрал самую большую коллекцию его произведений. Спустя десятки лет его старания станут достоянием всего мира. Жаль только сам Борис до этого момента не дожил.

 — Благодаря этой выставке Лувр открывает Иоанна Георга Пинзеля миру, позиционируя его как скульптора мирового уровня. В наше время такие художественные открытия являются настоящей редкостью, — резюмирует министр культуры.

 Посол Франции в Украине Ален Реми тоже полон самых хороших предчувствий от предстоящего события:

— Я рад, что благодаря такому замечательному художнику, как Иоанн Георг Пинзель, в течение трех месяцев Украина будет в центре внимания Лувра и всей Франции.  

  

Кто он, мастер-легенда?

 Ученые до сих пор спорят о правильности написания и звучания его имени и фамилии. Впервые скульптора вспоминают в церковных книгах, вывезенных в Польшу после пожара на Бучацкой ратуши (1859 год). Там говорится, что мастеру Пинзелю за резьбу алтаря костела в Монастыриска выплатили 37 тысяч злотых. В то время за такие деньги можно было приобрести графство. Спустя полвека польские исследователи Петер Красный и Ян Островский нашли и обнародовали еще несколько архивных упоминаний-записей.

 13 мая 1751 в Бучаче Пинзель обвенчался с вдовой Марианной кетовой (девичья фамилия до первого брака Маевская. Пинзель тогда уже был вызван мастером скульптурного искусства. А 24 октября 1762 вдова Пинзеля в брак в третий раз. Эта запись подтверждает, что скульптор умер. Такие вот скупые факты о Мастере подает нам история.

 Залишаеть загадкой, почему Пинзель остановился не в епископской столице Львове, а в провинциальном Бучаче. Догадываются, что Ивана Георга Пинзеля на западно-украинские земли направил сам Папа Римький — насаджуваи католическую культуру. Но как бы там ни было, а мегамайстернисть художника блеска своего от этого не теряет.

 В мастерстве Кисть уступает только Микеланджело. Очень жаль, что поздно выяснилось, что его работы выполнены в Византийском стиле и аналогов нет.

 Величие монументального таланта

 Первое упоминание о Пинзеля в периодике датирована 1906 годом. Он упоминается как автор скульптур собора св. Юра во Львове. Сегодня ученые не сомневаются, что Пинзель был влиятельной фигурой львовской скульптурной школы. Польский исследователь Ян Островский назвае его действительно большим художником европейского барокко, чем подчеркивает его мировое значение.

 Львиная доля работ, сосредоточена в небольшом городке Бучач, где он прошел почти весь творческий путь. Местный краевед Николай Козак рассказал, что в Бучаче сохранилось 14 скульптур великого мастера и немало работ его учеников.

infoPenzil_rus1

Полихромная  скульптура Иоган Георг Пинзель

infoPenzil_rus2