Роккоко

Рококо, так же как и барокко, называют королевским стилем. Однако, в отличие от всех предшествующих ему стилей, рококо не было только придворным искусством. Рококо во Франции связывают с именем короля Людовика XV и временем его правления (1720–1765 гг.). Нередко период стиля рококо связывают с последней стадией барокко. Однако здесь лежит опасность утраты принципиальной разницы и стилистической независимости барокко от рококо. Эти два стиля одинаково перенасыщены пышным декором, но если барочная орнаментика динамична, напряжена, контрастна, то в рококо она как бы расслаблена, грациозна, прихотлива, легковесна. Если барокко похоже на грандиозный театр, предназначенный для развертывания торжественных и помпезных спектаклей, то рококо – это тоже театр, но почти камерный, и театральные действа здесь камерные, более интимные, причудливые, с неким ироническим и эротическим подтекстом.

Рококо противоположно предшествующей эпохе уже в том, что почти все предыдущие стили поначалу складывались преимущественно в архитектуре, и только затем распространялись на отделку интерьеров, одежду, мебель, декоративно-прикладное искусство, живопись, скульптуру и т.д. Стиль рококо практически не нашёл отражения в архитектурном экстерьере, но зато почти сразу возник как интимный камерный стиль дворцовых и аристократических интерьеров гостиных и будуаров. Центром формирования нового стиля становится не парадный дворцовый интерьер, а салоны частных домов, где их хозяйки создают новый аристократический образ и стиль жизни со своими правилами поведения и своим искусством. Это изящное, галантное искусство, призванное обеспечить вечный праздник, уподобленный маскараду, жизни светских аристократических салонов, точно следует тем модным направлениям, которые диктуются главными фаворитами короля: маркизой де Помпадур, мадам Дюбарри и Марией Лещинской. Женщина, её образ, её капризы, её требования – вот что лежит в основе нового стиля. Поэтому главные особенности рококо определяют не предметно-пространственная среда и декор парадных залов и кабинетов, а декор и обстановка будуаров, насыщенных произведениями декоративно-прикладного искусства, одежда, галантные манеры и новые требования этикета. В эпоху рококо эстетизируются не цели, а средства искусства. Главное внимание теперь уделяется художником не достижению художественного образа как целого, а отдельным способам и приёмам композиции. Вместо возвышенного, недосягаемого, прекрасного идеала красоты Возрождения или барокко возникает идеал доступный, весьма телесный, игривый и пикантный. Теперь не сила, страсть и героика любимая тема художников, как было в предыдущее время, а нежность, игра, легкая фривольность, отражения сиюминутности жизни. Эстетизируется как бы не сама жизнь, а лишь её мгновения, причём, наиболее приятные. Возникает эстетика всего неуловимого, изменчивого, мимолетного и капризного, что нашло своё отражение в жанре каприз, который отличается от барочного каприччи большей лёгкостью, грациозностью и ироничностью.

Название стиля рококо связано со словом и понятием рокайль (от фр. rocaille – осколки камней, раковины). В XVII в. вошли в моду в качестве украшения парков своеобразные павильоны – гроты, которые стилизовались под естественные пещеры. Интерьер этих сооружений должен был ассоциироваться с морской тематикой и атрибутами морского бога Посейдона в виде грубо обработанной каменной кладки стен и потолка, раковин, переплетающихся водорослей и т.д. Эти ассоциации усиливались большим количеством фонтанов и бассейнов, расположенных в парках. В 1736 г. Ж. Мондон, французский ювелир и резчик по дереву, опубликовал альбом гравюр под названием Первая книга форм рокайль и картель (от фр. cartel – карта, свиток бумаги). Форма раковины постепенно стала основным декоративным мотивом рококо, который стали называть рокайль. Форма морской раковины как декоративного элемента существовала и во времена Ренессанса и барокко. Но теперь её форма резко изменилась. Она стала трактоваться в виде причудливого завитка с двойным S-образным изгибом. Поэтому словорокайль приобрело более широкое значение. Теперь оно стало обозначать странную, причудливую форму не только раковины, но и всего вычурного, беспокойного, извивающегося. Отсюда родилось название нового стиля – рококо.

Рококо является одним из самых формальных стилей. Основным здесь является не «что» выражено художником, а «как» он это сделал. Не что делается и изображается в каждом конкретном случае, а как это выполнено и оформлено в соответствии с существующими представлениями о прекрасном. Проблема архитектуры сужается до задач оформления интерьеров. В эту эпоху представление об интерьере и его элементах как о целостном художественном ансамбле получает наибольшее развитие. Рокайль является основным элементом орнамента рококо, но не единственным. Мотив акантового листа здесь не пропадает, но встречается не так часто, как в эпоху барокко. Вместо него делаются гирлянды из свивающихся тонких листьев и развивающихся лент, которые переплетаются с рокайлями. Появляется новый мотив гротеска с детскими фигурками и обезьянками. В декоре все чаще присутствуют женские головки, как бы вырастающие из цветка, трактованные в изящном повороте изображения нимф и фавнов. Все эти причудливые переплетающиеся, свивающиеся друг с другом элементы орнамента обвиваются вокруг зеркал, декоративных панно и дверных проемов, украшают рамы картин, стенные панели, обои, декоративные ткани и мебельные объекты, присутствуют в форме накладных бронзовых украшений, в форме ручек, уключин замков и др. Стиль рококо, отрицая симметрию и прямую линию, характерен, тем не менее, композиционной целостностью своих орнаментов, своеобразным равновесием их элементов и сложным, но ясно прочитываемым ритмом.
Стиль рококо в интерьере

В стиле рококо не всегда можно было понять конструктивное устройство мебельных объектов. Например, в местах для сидения, столах, комодах бросается в глаза как бы перетекание одних элементов предмета в другие, их видимая слитность. Сиденья стульев и кресел плавно переходят в ножки. Такое же срастание корпусов и ножек наблюдается и у комодов. Крепления отдельных конструктивных элементов друг с другом часто маскируются декоративными элементами. Отделка предметов достигает высочайшего уровня. Используются резьба, золочёная бронза, фарфор, мозаика из камня или различных пород дерева, лаковая живопись и т.д. В стиле рококо поражает острота рисунка, орнаментального убранства и свобода композиционного построения элементов декора интерьера. Рокайльный орнамент, варьировавший мотив фантастических раковин и динамичного узора из переплетающихся стеблей, листьев, завитков, с одинаковым успехом воплощался и в металле, и в фарфоре, и в дереве, и в стукко, и в декоративных тканях. Предметная культура времени рококо не придерживалась правды материала. В изделиях того времени трудно найти и правду конструкции, и правду назначения. Никогда еще мебель не была так сходна с посудой, а посуда – с мебелью. Например, комод по своей форме весьма напоминает серебряную суповую чашу, а чаша – фаянсовую миску. Соответствовал общей стилистике того времени и костюм. Затянутая в корсет, одетая в юбку (кринолин) больших размеров, с обилием отделки, кружев, светская дама должна была походить на фарфоровую статуэтку. Особое значение придавалось в то время искусству дамских причёсок, которые украшались цветами, перьями и драгоценностями. Мужская одежда высшего света не отставала от женской. Мужчины носили пышные парики, расшитые золотом камзолы, чулки, туфли на каблуке, пряжки которых также обильно украшались. Рококо – не монументальный стиль. Он почти не затронул стилистику крупных архитектурных объектов, однако в наибольшей степени проявился в создании интерьеров аристократических особняков, их гостиных и будуаров. Стиль камерный, не имевший предпосылок для длительного развития, он по своему влиянию на все европейское искусство может быть сравнен разве что с готикой. Естественно, что в каждой из европейских стран этот стиль имел свои особенности.
Французская мебель рококо. Стиль Людовика XV

Сложившись в 20-е гг. XVIII в., рококо достигло своего расцвета в 30–50 гг. Бывший монументальный стиль в архитектуре второй половины XVII в. сменился новым стилем. Общая тенденция строительства грандиозных дворцовых ансамблей, которые создавались в подражание Версалю, ушла в прошлое. Вместо замка усадебного типа XVII в. пришёл городской частный дом, т.н. отель. В этих домах уже не просматривается характерное единство решения экстерьера здания и внутреннего пространства. Если даже в решении отеля сохранялась торжественность и определенная классичность дворца XVII в., то его внутренняя планировка значительно менялась, а пропорции облегчались. В соответствии с требованиями комфорта внутренние помещения получили более свободную и рациональную планировку, а принцип парадной анфиладности часто не выдерживался. В планировочных композициях начинает преобладать асимметричность. Помещения, предназначенные для повседневного обихода, и залы теперь обособляются, их формы и размеры зависят от назначения. Интерьеры комнат отелей этого периода поражают невероятной роскошью. Излюбленная форма залов – овал. Все переходы и грани здесь закруглены. Резные панели на стенах, белые, голубые и нежно-розовые шпалеры, светлый камень отделки дают впечатление лёгкости, изысканности интерьера. Лепной растительный орнамент невысокого рельефа как бы растекается по поверхности стен. Большое количество зеркал и картин, заключенных в причудливо орнаментированные рамы, включается в декор интерьера и разнообразит поверхность стен. Зеркала часто располагаются в простенках между окон или одно против другого, что даёт множество отражений и виртуально расширяет пространство помещения, а воздушная живопись, изображающая пасторальные или любовные сцены, всегда объединена общим декором и подчеркивает связь интерьера с реальной природой. Мотив зеркала, соединяющий иллюзию и реальность, символ призрачной игры, приобретает в интерьерах рококо ведущее значение.

Новый элемент интерьера в рококо – плавный переход от стены к потолку, т.н. падуга, заменяющая карниз и делающая незаметной линию стыка между вертикальной и горизонтальной плоскостями стены и потолка. Углы стен закруглены. Помимо картин, главным видом изобразительного искусства рококо становятся, как и в предыдущую эпоху, панно, плафоны и декоративные композиции, которыми украшались плоскости стен над оконными и дверными проёмами, т.н. десюде-порты (от фр. dessus de porte – над дверью). Падуга делалась и в эпоху Людовика XIV и часто декорировалась круглой скульптурой. Теперь она украшается лепным невысокого рельефа орнаментом рокайль из стукко, чем усиливается её живописность. Такой декор характеризуется лёгкостью, изяществом и тонкостью прорисовки. Живописность внутреннего пространства была присуща и барокко, но только в рококо она достигает своего апогея. Яркие насыщенные цветовые тона предыдущего стиля сменяются на тона пастельные: розовые, светло-голубые, оливковые, палевые, зелёные и, обязательно, в сочетании с белым цветом и позолотой. В стиле Людовика XV центром интерьера становится камин – невысокий по размерам и покрытый обязательной мраморной плитой, на которой устанавливаются фарфоровые вазы, часы в бронзовых футлярах, канделябры, статуэтки, шкатулки и другие красивые предметы и безделушки. Над камином, как правило, вешается зеркало в золочёной резной или стукковой раме. Иногда зеркала вешались по обеим сторонам камина. У камина ставился экран и живописно располагались кресла и маленький столик. В этот стилевой период усиливается тяга к восточному, в первую очередь, китайскому искусству. Первые образцы китайского декоративно-прикладного искусства завозились в Европу ещё в начале XVII в. В первую очередь это были фарфоровые изделия и лаковые панно и шкатулки. Теперь такие изделия завозятся в большом количестве. Налицо повальное увлечение т.н. китайщиной – шинуазери (от фр. chinoiserie – китайщина). Великосветская знать, разбогатевшая буржуазия считали своим долгом иметь в своём дворце или отеле китайский зал, отделанный деревянными лаковыми панно, обставленный китайской мебелью и украшенный китайским фарфором. В интерьерах появляются передвижные ширмы, гобелены с изображениями китаянок, мандаринов, цветов, пагод и т.п., аквариумы с рыбками и др. Китайское влияние сказалось и на том, что в отделке жилых помещений стали использовать бумажные обои, которые раньше во Франции не применялись. В мебели стиля рококо стараются также избегать прямых линий и симметрии. Здесь должна просматриваться лишь текучая грациозность линий и форм.

Исчезло различие между несущими и несомыми элементами формы предмета, которое было ещё совсем недавно в стиле барокко. В декоре интерьера, во всех его элементах, в т.ч. и в мебели, используются самые дорогие и экзотические материалы: экзотические породы дерева, мрамор, бронза, золото, фарфор, шёлк, гобелен и др. Типичный образец интерьера стиля Людовика XV – интерьеры отеля Субиз, которые были выполнены архитектором Ж. Боффаном. Наиболее изящное решение имеет овальный в плане зал отеля. Изысканные линии кружевного декора стен и плафона, волнообразные контуры живописных панно, плавные переходы от стен к потолку, формы зеркал, окон, дверей, декоративных рам и др. создают впечатление целостного ансамбля. На границах между стенами, плавно переходящими в пологий купол, расположены живописные панно, украшенные растительным орнаментом, радиальные полосы которого тянутся к центру плафона. Лепные цветочные гирлянды и стебли сплетаются здесь с рокайлями и лентообразными обрамлениями. Простенки решаются в виде панно, которые замыкаются рельефными орнаментальными рамами. Вся композиция декора интерьера пронизана плавным ритмом его элементов и отмечена непревзойденным изяществом. В распространении стиля рококо во Франции большую роль сыграла орнаментальная гравюра, в частности, жанр орнаментального гротеска. Основоположником этого жанра в XVI в. во Франции был Ж.-А. Дюсерсо. В эпоху барокко его развивали художники-орнаменталисты Ж. Лепотр и Ж. Верен, а в период регентства – К. Одран, Ж.-М. Оппенор и А. Ватто. Высший расцвет этого искусства уже в стиле рококо мы находим у Н. Пино, Ж.-О. Мейссонье, Ф. Кювилье и др. Орнаментальные рисунки этих художников использовались лепщиками, бронзовщиками, ювелирами, резчиками, мебельщиками, ткачами и др. при орнаментации своих произведений. Ведущим декоратором того времени был Ж.-О. Мейссонье. В 1734 г. он выпустил собрание своих декоративных работ под названием Книга орнаментов. В нее были включены не только орнаменты, но и проекты зданий, фонтанов, решёток и др. Он развил так полюбившийся современникам приём декорирования в стиле рококо – использование асимметричных композиций, получивший название контраст. Фантастические формы рокайля у него причудливо переплетаются и соединяются с вьющимися растениями, изображениями животных, рыб, потоками воды. Эти декоративные мотивы пользовались большой популярностью и были включены в арсенал декоративных средств под названием genre pittoresque (живописная, живая манера). Самым известным практикующим архитектором-декоратором эпохи Людовика XV считается Н. Пино, который сформировал многие известные интерьеры домов в Париже. О его зрелых работах можно судить по интерьерам отеля Мезон (приблизительно 1750 г.).

Стиль рококо в мебели складывался постепенно. Исчезли проножки в мебели для сидения и в некоторых типах корпусной мебели. Ножки теперь выполняются более изогнутыми в форме кабриолей. Высота спинок, которые стали больше откидываться назад, сократилась, сиденья сделались более широкими и мягкими. Исчезает принцип архитектурного построения корпусной мебели. Конструктивное строение мебели теперь тщательно маскируется, а стыки форм скрываются за орнаментальным декором. Появляются новые виды и типы мебельных объектов, в т.ч. откровенно декоративные: секретер на ножках с наклонно расположенной откидной доской-столешницей, шкафчик для бумаг, т.н. картоньерка, угловой шкафчик, тумбочки круглой и квадратной формы, женский письменный стол и целый ряд других столов, в т.ч. декоративных, глубокое кресло, т.н. бержер (от фр. bergere), разнообразные кушетки и шезлонги, диван в форме соединенных двух-трёх кресел, ширмы, этажерки и др. Мебель для сидения в эту эпоху необыкновенна удобна и уютна, полностью отвечает своему назначению, а не целям репрезентации. Ножки стульев, кресел, диванов – кабриоли – имеют характерный изгиб, суживаются к низу и часто стоят на своеобразном каблуке, замаскированном изящным, не доходящим до пола завитком, или на птичьей лапе, держащей шар, или на характерном утолщении низа ножки. Кабриоли, сильно расширяясь кверху, охватывают раму сиденья, представляя вместе с ней одно неразрывное целое. Ножки в сечении имеют сложную овальную или трёхгранную форму. По центральному ребру (оси) ножек делаются резные жгутики с выходящими из них листиками. Эти жгутики в месте соединения ножек и рамы сиденья переходят в большую раковину с подчеркнутым глазком в середине или в букет цветов. Спинка имеет прямоугольную форму со скруглёнными углами и выпукло-вогнутыми сторонами. Верхняя часть спинки обычно покрывается орнаментальной резьбой в виде раковин, листвы, цветов и т.п.

Локотники кресел и диванов сильно искривлены и по форме представляют единое целое с поддерживающими их стойками. В декоре также присутствуют жгутики, перевитые ленточкой, рокайли или букеты цветов в местах присоединения локотников к спинке или раме сиденья. Спинка, сиденья и, частично, локотники обиваются шёлковой материей, рисунок которой изображает букеты цветов в натуральную величину, часто разбросанных среди кружевных разводов, или же пасторали (пастушечьи сценки). Кроме шёлковых тканей мебель для сидения обивается также бархатом или гобеленами с мягкой ворсистой поверхностью и цветочным узором. Для обивки мебели на мануфактурах Гобеленов, Бовэ и Обюссонов изготавливаются т.н. штучные ткани, т.е. куски тканей, предназначенные отдельно для спинки и для сиденья в соответствии с их размерами. Эти отдельные куски тканей имеют законченные, но взаимосвязанные между собой композиции рисунков, которые включают в себя корзины и гирлянды цветов, музыкальные инструменты и пасторали, перевитые лентами с изображением тонко изогнутых ветвей деревьев. Иногда сиденье стула или кресла заменяется туго натянутым на раму сиденья куском холста, на который для большего комфорта укладывается пуховая подушка, помещенная в чехол из той же обивочной ткани, которая использовалась для спинки и локотников. В это время большое распространение получают разные типы табуретов, стульев и диванов, различных по форме и назначению. Например, стулья для надевания головных уборов, стулья для причёсывания, стулья для сидения за карточным столом, а также кресла-бержеры, кресла с изголовьем, турецкие диваны, или оттоманки, т.н. диваны-маркизы, которые еще называлисьconfidents или tête-à-tête, канапе, козетки (диваны, предназначенные для двух сидящих дам), шезлонги, позволяющие принять полулежащее положение (по современной классификации шезлонг относится к виду мебели для лежания).

Для стиля Людовика XV характерно появление около 1725 г. уже выше упоминавшегося креслабержер, представлявшего собой низкое, глубокое и широкое кресло с мягкой подушкой на сиденье и округлой спинкой, которая, плавно изгибаясь, переходит в локотники. В эту эпоху в большом количестве делаются различные типы шезлонгов, получившие весьма изысканные названия. Например, шезлонг Дюшес (от фр. duchess – герцогиня) – изделие с округлой спинкой или Дюшес бризе (duchess-brisee) – шезлонг, состоящий из большого кресла, часто с изголовьем, и приставленного к нему табурета или банкетки. Как и в предыдущую эпоху барокко, диваны делаются в виде соединенных между собой двух-трёх кресел с общим каркасом. На передней стороне дивана сохраняются четыре ножки, но средние расставляются теперь шире боковых. Поэтому такой диван выглядит не в виде соединенных трёх одинаковых кресел, а как козетка, у которой по бокам стоят два кресла. Обивка диванов делается аналогично стульям и креслам. Продолжают использоваться банкетки (от фр. banquette) – мебельный тип для сидения в форме вытянутого табурета на восьми ножках, который вошел в моду еще во времена правления Людовика XIV. Широкое распространение получают диваны-канапе (от фр. canape). Вначале в конце XVII в. они делались в виде скамьи, банкетки или составленных и связанных единой рамой табуретов с мягкой обивкой, с одной или тремя спинками. В XVIII в. в период рококо канапе принимает более изящную форму, когда продольная спинка плавно переходит в торцовые спинки и локотники. Стоит такой диван-ложе обычно на четырёх, шести или восьми ножках.

Мебель для лежания в эпоху рококо, помимо кроватей, включает в себя такой популярный тип небольшой кровати как кушетка (от фр. cooucher – спать) – название типа мебели для лежания с одной или тремя спинками получил в России. Во второй половине XVIII в. во Франции подобный мебельный объект появился под названием меридиенн (от фр. meridienn – сиеста) – тип кушетки с двумя изогнутыми наружу спинками на её торцах, иногда и с третьей продольной спинкой. Такая кушетка получила еще большее распространение в XIX в., в т.ч. и в России. В России такой тип кушетки получил название рекамье – по имени известной светской красавицы и хозяйки салона периода наполеоновского ампира. Спальная комната в период рококо, так же как и в предыдущую эпоху, декорируется как одна из наиболее роскошных и парадных комнат. Кровать занимает в спальне главное место и соответственно украшается. В основном употребляется старый тип кровати с одной или двумя спинками и четырьмя колонками, на которых крепится балдахин. Над некоторыми типами кроватей балдахин крепится на потолочной раме, которая может иметь форму прямоугольника, круга или овала. В соответствии с правилами светской жизни, мебель в помещении расставлялась свободно, небольшими живописными группами, которые изначально задумывались как единые целостные композиции. В каждую такую группу входили, как правило, стол, диван и несколько стульев или кресел.

Комоды, столы, консоли: стиль Людовика XV

Наибольшую популярность в это время имеют такие объекты мебельных ёмкостей как комоды и секретеры. Используются также гардеробы, угловые шкафчики и буфеты, угловые полки, книжные шкафы, шкафы-витрины (горки), картоньерки с полками для бумаг, шкафчики с выдвижными ящиками для мелких предметов, тумбочки, лари, шкатулки и др. Комод рококо имеет, как правило, два выдвижных ящика, а секретер представляет собой комбинацию комода, письменного стола и кабинета с его многочисленными ящичками. Вся композиция комода построена на полном отрицании прямой линии или плоскости за исключением прямой плоскости верхней доски, которая делается обычно из мрамора, а ее края имеют волнообразный контур. Грани корпуса комода, его стенки имеют изгиб и в вертикальном, и в горизонтальном направлении и как бы набухают и вздуваются к центру и низу изделия (в России такие комоды называли пузатыми). Стенка фасада комода имеет проемы для выдвижных ящиков, при выдвижении которых происходит нарушение единой композиции его декоративного украшения. Комод рококо, также как и мебель для сидения, стоит на кабриолях, внутренние ребра которых плавно переходят в волнистые линии, очерчивающие нижние кромки боковых, задней и фасадной стенок, а внешнее ребро, украшенное обычно накладной золоченой бронзой, – в боковые ребра корпуса комода. Стенки комода, особенно его фасад, покрываются настоящими китайскими лаковыми досками или отделываются в технике чёрного, белого или полихромного китайского лака с росписью красками и золотом в китайском духе с пагодами, фигурками китайцев, хижинами, цветами, ветками деревьев, мостиками и т.д. Наиболее часто применяемая отделка корпусной мебели выполнялась в технике мозаичного набора (маркетри). В этой технике на фасадных стенках выкладываются, не считаясь с конструктивными членениями формы, весьма изысканные композиции, состоящие из корзин и букетов цветов, ветвей растений, гирлянд, лент и т.д. Для маркетри употреблялись привозные сорта дерева: палисандр, амарант, розовое, чёрное дерево, пальма и др. Употреблялись также и европейские породы: лимон, яблоня, груша, клён, орех. Уже в это время мебельщики знали и могли применять около ста сортов цветных пород дерева, что позволяло им достигать весьма значительных результатов в мозаичном наборе. В декоративном убранстве мебели стиля Людовика XV весьма мало резьбы по дереву, зато бронзовые, хорошо прочеканенные и вызолоченные накладные украшения в виде гирлянд, цветов, раковин, всевозможных завитков, женских головок, лент, стеблей, листьев и т.д. занимают значительное по площади место.

Эти накладные украшения, часто сложно переплетенные между собой, как бы обрамляют, окантовывают деревянные части мебельного объекта, создавая для них тем самым своеобразный прочный металлический каркас. В мебели рококо существует большое количество типов столов, делавшихся в зависимости от их назначения. Существовали обеденные столы и столы для завтрака, подвижные столы на колёсах для подачи пищи, столы для посуды и подносов, кофейные, карточные столы и столы для игры в шашки, столы для цветов, столы для вязания, туалетные столы, подвижные столы для различных предметов для рукоделия, столы-тумбы у изголовья кровати, столы-подзеркальники, столы-консоли, рабочие столики, письменные столы, столы-конторки, декоративные столы на одной или четырёх ножках и др. Декоративные столы-консоли в этот период имеют единый каркас с рамой установленного над ними зеркала и наглухо крепятся к стене. Столешница таких столов, как правило, из мрамора, прилегающая к стене сторона – прямая, а другие три вырезаны по сложной кривой. Ножки консоли сильно изогнуты и обильно декорированы резьбой, а внизу, почти у самой стены, соединены резным картушем с пышными завитками. Всё резное подстолье вызолочено по дереву. Другие декоративные столы могут ставиться посреди комнаты. Они также украшаются резьбой, росписью, бронзовыми накладками и т.п. Их столешницы инкрустируются. На эти столы устанавливаются канделябры, вазы, часы в бронзовых футлярах, фарфоровые безделушки и др. В это время в обиход входят письменные столы весьма рациональной конструкции и компоновки. Для этого к обычным столам с тремя ящиками, которые применялись в период позднего Людовика XIV или регентства, крепились блоки ящиков по задней или по всем трём сторонам столешницы, превращая их, таким образом, в столы-бюро, а с откидной крышкой, закрывающей рабочую поверхность – в бюро-цилиндры.

В стиле Людовика XV, помимо резьбы (в незначительном количестве), маркетри и инкрустации, китайских лаков и бронзовых накладок, широкое распространение получило сплошное окрашивание каркаса и других деревянных элементов мебельного объекта белой, жёлтой, розовой, голубой или светло-зелёной красками. По такому светлому цветному фону мебель иногда расписывается цветами, гирляндами, вьющимися стеблями и др. Достаточно много подобным образом было декорировано рам зеркал, шкафчиков, комодов, мебели для сидения и др. объектов. В стиле Людовика XV можно выделить три периода, когда мебель так или иначе украшалась декоративными бронзовыми накладками. В начальный период мебель была явно перегружена бронзой – бронзовый декор занимал до 50% всей площади деревянных элементов. Во втором периоде употребление бронзы резко сократилось. Это было время появления во Франции в большом количестве китайских лаков и изобретение рецептур и технологии нанесения своих лаков, которые подражали китайским. Следует сказать, что попытки разгадать секрет китайских лаков предпринимались в Европе ещё с 60-х гг. XVII в. В 1713 г. при мануфактуре Гобеленов открывается лаковая мастерская под руководством Дальи. Но наибольшую популярность в середине XVIII в. имели высокохудожественные лаки братьев Мартэн, которые практически освоили изготовление китайских лаков. С их именем ассоциируется весьма изысканно декорированная китайскими мотивами мебель в технике чёрного лака. В третий период мебель как бы очищается от бронзы – украшается деревянной цветной мозаикой маркетри, а бронзовыми делаются лишь редкие декоративные накладки, ручки и уключины замков.

Выдающимися мастерами-бронзовщиками эпохи рококо были Ж. Каффиери и его сын Филипп, который после смерти отца в 1755 г. продолжил его дело. Это были яркие представители известной с XVII в. династии скульпторов и резчиков. Помимо украшений для мебели Ж. Каффиери делал высокохудожественные бронзовые канделябры, люстры, часы и др. предметы. Известный мебельщик французского рококо Ш. Крессан, прославившийся ещё в период регентства, был к тому же потомственным скульптором (эта профессия перешла к нему от отца). Особенно хороши его комоды, сундуки и конторки, исполненные в технике маркетри и украшенные бронзовыми золочёными накладками. Он вводит в набор розовое и фиалковое дерево, амарант. Крессан сам делает все бронзовые украшения, в т.ч. тонко исполненные угловые бронзовые накладки на рёбрах корпуса комода в виде женских головок в характерном повороте с высоко зачёсанными волосами. Прославленным мастером-мебельщиком эпохи Людовика XV был, начиная с середины XVIII в., Ж.-А. Ризенер, расцвет искусства которого пришёлся, правда, на эпоху классицизма – стиля Людовика XVI. Знаменитое бюро-цилиндр, которое начал делать Ж.-Ф. Эбен в 1760 г. для Людовика XV, было закончено в 1769 г. после его смерти Ризенером, бывшим поначалу его подмастерьем и помощником. Основной деревянный каркас этого бюро, бронзовые накладные украшения, отлитые и отчеканенные по моделям скульптора С.-Т. Дюплесси, были закончены приблизительно в 1765 г. Ризенер выполнил весь красочный деревянный мозаичный набор и снабдил цилиндрическую крышку специальным механизмом для удобства её откидывания. Начиная с 1780-х гг. Ризенер уже делает мебель классических форм, но декорирует её в стилистике рококо: пасторалями, амурами, цветами, птичками и т.п. К середине XVIII в. во Франции был опубликован специальный статут, который обязывал мебельных мастеров подписывать свои работы (ставить клеймо). Именно этому мы обязаны знанием авторства многих работ. В это время в создании дорогой изысканной мебели принимают участие многие специалисты: столяры, чёрнодеревщики, краснодеревщики, изготовлявшие фанерованную мебель, резчики, позолотчики, лакировщики, литейщики и чеканщики.
Немецкая и итальянская мебель рококо

В Германии стиль рококо с наибольшей силой проявился в т.н. фридерианском рококо, в искусстве дрезденских художников и мастеров мейсенского фарфора. Германия испытала весьма сильное влияние французского рокайльного искусства. Однако для немецкого рококо характерен, по сравнению с французским прототипом, чисто немецкий, более тяжёловесный, пышный и менее утончённый декор. В декоративно-прикладном искусстве Германии рококо начинает завоевывать свои позиции к 1730 г., а полной зрелости этот стиль достигает, как и во Франции, в середине XVIII в. Распространению этого стиля на юге страны содействовали проекты декора интерьеров и мебели, которые выполняли такие мастера как Габерман, Кювилье, Мейль. Своеобразный центр рококо, который в это время сложился в придворных кругах Пруссии под сильным влиянием французского рококо, получил название фридерианского рококо – своеобразного историко-регионального стиля. Король Прусский Фридрих I был большим поклонником всего французского искусства. Немецкая мебель этого времени своей пышностью и обилием декора все же отличается от более сдержанных французских образцов стиля регентства. В мебели широко применяется резьба по дереву и позолота. Например, в начале XVIII в. декоративные столы-консоли явно перегружены резным золочёным орнаментом, состоящим из акантовых листьев, раковин, волют, гирлянд цветов, фруктов, бус и других элементов. В общую композицию включены женские головки и целые деревянные резные скульптуры. Сильно изогнутые ножки внизу стянуты проногами в виде плоской фигурно изрезанной по периметру рамы, которая стоит на львиных лапах. Племянник короля, ставший впоследствии императором Фридрихом II (1740–1786 гг.), имея определенные познания азов искусства и увлекавшийся музыкой, философией и архитектурой, приказал построить в Потсдаме загородный дворец на манер версальского. Проект этого дворца по наброскам императора выполнил в стиле рококо придворный архитектор Г.В. фон Кнобельсдорфф. Этот дворец получил название Сан-Суси (от фр. sans-sousi – без забот). Экстерьер и интерьеры потсдамского дворца – чистое рококо, правда, на немецкий лад. Небольшие размеры дворца, характер планировки парка отличают его от грандиозных и торжественных построек Версаля времен Людовика XIV. В украшении дворца ро-кайльная орнаментация соседствует и переплетается с картушами барокко и тяжелыми гирляндами. Мебель перегружена орнаментальной резьбой, её ножки чрезмерно изогнуты. Загородный дворец Сан-Суси стал образцом для подражания многих подобных сооружений в Европе. Ведущими мастерами, которые приняли участие в отделке дворца, были декораторы и мебельщики братья Хоппенхаупт, которые внесли в орнаментику французского рококо много новых элементов, орнаменталист Й.А. Наль, другие художники, скульпторы и архитекторы. В формировании стиля рококо большую роль сыграли живописец А. Пэни и, как водится, фаворитка Фридриха II германская Дюбарри – Вильгельмина фон Лихтенау.

Другими известными мастерами-мебельщиками, которые работали для потсдамских дворцов в середине XVIII в., были Камблер, Шиндлер и Румп. Мебель И. Румпа оказала весьма значительное влияние на формирование стиля бюргерской мебели. Эта мебель отличается от французской мебели и дворцовой немецкой меньшим количеством вычурных, беспокойных форм декоративных элементов. Важную роль в меблировке помещений играли тяжёлые шкафы-бюро (секретеры) и столы-бюро. Для декора такой мебели характерно умеренное использование резного рокайльного орнамента и небольшое количество бронзовых украшений в виде лицевой фурнитуры – ручек, уключин замков, петель. Грани корпусов шкафов-бюро делаются изогнутыми, особенно в их нижней части, ребра обычно срезаны под углом 45°, что определяет положение искривленных (или в форме львиных лап) ножек, а для придания большей выразительности и динамики общей форме делаются искривленные карнизы и рамы филёнок. Обычно в таких шкафах их нижняя часть решается в виде комода с ящиками, над которыми крепилась откидная доска столешницы. Дверки верхней части шкафа украшались наборным деревом в технике маркетри, иногда место филёнок занимали зеркала или стекла. В Южной Германии, например, поверхность всех граней корпуса подобных шкафов окрашивалась и оклеивалась вырезанными из гравюр и раскрашенными от руки фигурками. К середине XVIII в. возникает еще одна форма шкафа-бюро, у которого в верхней части есть только одна дверка, по бокам которой устанавливаются по блоку выдвижных ящиков, формы которых имеют волнообразный выступ вперед. Нижняя часть шкафа также решается в форме комода, передняя поверхность которого имеет плавное заглубление. Между верхней и нижней частями устанавливается своеобразная ёмкость в виде ящика с откидной столешницей. Вся поверхность шкафа украшается маркетри. Границы всех ящиков подчёркиваются декоративной рамкой, а их лицевые стороны имеют декоративный орнамент в виде букетов цветов или какую-либо сюжетную композицию. Помимо маркетри в декор иногда вводится инкрустация слоновой костью и перламутром. Применяется также выжигание по дереву. Завершаются такие шкафы фигурным карнизом или разорванным фронтоном. В это время большое распространение получают также шкафы-буфеты, у которых вся верхняя часть делалась в виде горки, на полках которой расставлялась красивая фарфоровая посуда. Наибольшим успехом пользовались шкафы подобного типа, произведенные мастерами Майнца и Вюрцбурга. Для прусского двора делалась также мебель, украшенная декоративными серебряными накладками или целиком из серебра. В Баварии и Австрии широко использовалась мебель, украшенная резьбой и ярко расписанная. Весьма красивые образцы шкафов, декорированных таким образом, существовали в крестьянском жилище.

Говоря о немецкой мебели этого периода, необходимо особо отметить творчество такого выдающегося мастера XVIII в. как Д. Рентген. Мастерские, в которых работал Д. Рентген, находились в Нейвиде на Рейне и были основаны еще его отцом А. Рентгеном. В своем творчестве Д. Рентген прошел несколько стилевых стадий – от рококо, через небольшой промежуточный этап, до чистого классицизма. Все его работы, выполненные в период 65–70 гг. XVIII в., как правило, уже имеют оригинальный почерк, делаются в технике мозаичного набора и отличаются изысканным рисунком, изображающим букеты цветов, бабочек, птиц, музыкальные инструменты, как бы вплетенных в рокайльные завитки. Декоративной накладной бронзы здесь минимальное количество. В середине 70-х гг. XVIII в. слава Д. Рентгена перешагнула границы Германии. Он становится придворным поставщиком мебели не только для французского короля, но и многих королевских дворов Европы, включая и Россию. В это время он уже делает мебель в классическом стиле. Влияние рококо коснулось и Италии, где пышность форм и живописный декор мебельных объектов, характерные для стиля барокко, стали весьма типичными и для нового стиля. Мебельное искусство этого времени в наибольшей степени процветало в северных областях Италии. Широкое распространение получили расписные комоды Венеции рокайльных форм. Эти комоды не фанеровались, а расписывались цветочным орнаментом (цветами и букетами, а также различными фигурными композициями и пейзажными мотивами по светлому фону). Такой фон иногда выполнялся под мрамор, а конструктивные элементы корпуса комода, в т.ч. ножки и ящики, подчеркивались обводкой контрастного цвета и резьбой невысокого рельефа, также окрашенной. Столешницы делались мраморными или расписывались, как и корпус комода, под мрамор. Помимо раскраски, много делается мебели наборного дерева и с интарсией, которые оттеняются золоченой резьбой или накладными золочеными бронзовыми накладками. Известным мастером по технике деревянной инкрустации в Италии был П. Паффети (1700–1777 гг.).
Русская мебель рококо. Елизаветинское рококо

Влияние французского и итальянского искусства на русское искусство начало усиливаться еще в годы правления Анны Иоанновны, но при Елизавете Петровне (1741–1761 гг.) это влияние стало весьма заметным. В середине XVIII в. в России сложился своеобразный художественный стиль, т.н. елизаветинское рококо. В это время нравы и быт елизаветинского двора напоминают французский королевский двор Людовика XV. Этот стиль наиболее полно выразил обер-архитектор елизаветинского двора В.В. Растрелли (1700–1771 гг.), при котором сложился весьма изящный и торжественный растреллиевский стиль, в котором достаточно эклектично соединились элементы стилей Возрождения, барокко и рококо. Можно сказать, что в елизаветинском рококо в экстерьере зданий и сооружений (особенно в дворцовых постройках) хорошо просматриваются элементы Возрождения и барокко, что напоминает стиль Людовика XIV, а в интерьерах, мебели, произведениях декоративно-прикладного искусства и др. – рококо в его французском варианте, т.е. стиль Людовика XV. При Елизавете новый импульс развития получают отечественные наука и искусство. В это время развернулись большие строительные работы в Петербурге и Царском селе, строятся знаменитые Петергофский, Царскосельский, Зимний, Воронцовский, Строгановский дворцы, в отделке которых применяется много золочёного дерева в стиле рококо, лепных узоров, искусно расписанных плафонов, блестящих паркетов, отражающихся в зеркалах, и др. В 1757 г. И. Шувалов открывает в Петербурге Академию художеств, в Москве открывается МГУ, в 1746 г. Д. Виноградов разгадывает секрет фарфора, и под Петербургом разворачивается производство фарфоровых изделий на отечественном сырье, в 1752 г. М. Ломоносов получает привилегию на открытие фабрики по производству цветного стекла, которое идёт на изготовление мозаик, витражей, посуды, ваз и т.п. По заказу императрицы французский ювелир Ф.-Т. Жермен в 1756–1759 гг. выполнил знаменитый Парижский сервиз из серебра в стиле рококо. Стилистика рококо весьма нравится Елизавете, и потому вновь создаваемые интерьеры и мебель дворцовых помещений имеют обильную и изысканную рокайльную орнаментику. Обычно во дворцах многочисленные залы, предназначенные для приемов, располагались анфиладой по единой оси. Дверные и оконные проемы украшались пышными золочеными резными наличниками.

Главный парадный зал имел вид галереи, обе продольные стены которой имели громадные окна. В простенках между окнами вешались высокие зеркала-трюмо, которые также имели роскошные золоченые резные рамы. Мебель (в основном это были столы-консоли и кресла) расставлялась вдоль стен и была согласована со стилистикой всех остальных элементов интерьера. Русской мебели этого периода сохранилось весьма незначительное количество. Мебель для сидения схожа с французскими образцами стиля рококо, однако орнаментика здесь несколько упрощена, а по своим пропорциям и излишней массивности мебель имеет связь с формами барокко. Стулья и кресла опираются на характерные изогнутые ножки-кабриоли, как бы вырастающие из рамы сиденья. По оси ножек, согласно стилю Людовика XV, идут жгутики, которые у самой рамы сидения охватывают резную раковину с выступающим глазком или букетом цветов. Боковые стойки спинки слегка изогнуты, а ее верхняя часть обычно украшается резьбой. Локотники также профилируются, украшаются резными жгутиками и ленточками и часто имеют мягкую обивку. Мебель не всегда полностью золотится. Иногда золоченый резной орнамент имеет зеленый или коричневый фон. Сохранились некоторые образцы стульев, а также шкафчиков, столиков и рам зеркал, окрашенные в белый или другие светлые цветные тона, на фоне которых шла роспись в виде незабудок, роз, веточек и др., переплетенных рокайльными завитками, которые к тому же иногда золотились. Большой популярностью пользуется пришедший из Франции тип мебели, который получил в России название пузатого комода, украшенный набором из розового дерева и стоящий на высоких изогнутых ножках-кабриолях. Передняя (фасадная) стенка комода воспринимается как своеобразное мозаичное панно. Только по едва заметным, как бы разрезающим композицию этого панно швам можно обнаружить границы выдвигаемых ящиков. Бронзовых украшений делается минимальное количество. Из золоченой бронзы выполняют лишь ручки выдвижных ящиков комодов и уключины (замочные скважины). Но такие мебельные объекты весьма редки. Обычно поверхность комодов и шкафчиков сплошь окрашивается краской и золотится. В елизаветинском рококо для изготовления мебели дуб уже не применяется. Вместо него используется древесина липы и бёрезы. Кроме мебели отечественных мастеров-краснодеревцев в России используется иностранная мебель стиля рококо. Например, такой мебелью торговали (по традициям того времени) французские послы, которые со своим назначением к елизаветинскому двору привозили в Россию большое количество мебели и других предметов обстановки помещений.
Английская мебель рококо. Стиль Чиппендейла

В английском искусстве XVIII в., в т.ч. в искусстве архитектуры, интерьеров, мебели и т.д., ни один из больших европейских стилей не существовал в чистом виде. Поэтому многие черты барокко, рококо, классицизма могли весьма своеобразно переплетаться в творчестве многих английских художников и архитекторов. К началу XVIII в. Англия сумела в своем развитии не только догнать другие европейские страны, но и сама несколько десятилетий спустя стала демонстрировать образцы самостоятельного и своеобразного архитектурного стиля, включая новые концепции создания интерьеров и мебели, новых типов пейзажных (т.н. английских) парков и др. К началу XVIII в. английская мебель имеет уже свои собственные стилевые черты, которые отличают ее от французской или голландской мебели. Этот стиль в Англии, как своеобразную версию английского барокко, называют стилем королевы Анны (1702-1714 гг.) и Георга I (1714-1727 гг.), ко времени правления которого относят также появление первых черт раннего английского рококо и, одновременно, становление первой фазы общего георгианского стиля (по имени королей Георгов I, II и III) английского искусства на протяжении всего XVIII в. Тем не менее, влияние на стиль английской мебели таких стран как Голландия, Франция, Китай, Италия остается в это время все еще сильным. Это был период, который предшествовал развитию стиля Георга II (1727-1760 гг.), т.н. среднего георгианского стиля или английского рококо, разновидностью которого является стиль Чиппендейла, когда английская мебель находилась под сильным влиянием Голландии, т.к. король Вильям III (предшественник королевы Анны), голландец по происхождению, покровительствовал своим соотечественникам. Благодаря ему в Англии усиленно внедрялась голландская стилистика, что наиболее характерно для стиля королевы Анны и Георгов XVIII в. Голландская мебель, в свою очередь, испытывала сильное влияние искусства Китая и своих восточных колоний. Поэтому вся мебель для сидения и комоды, которые изготовлялись в Лондоне до 1715 г., опирались на сильно изогнутые ножки, имевшие расширенную верхнюю лобовую часть, которые внизу оканчивались характерным для Китая приплюснутым утолщением или птичьей лапой, держащей шар. Такой тип ножек, которые голландцы ввели в обиход в подражание китайцам еще в конце XVII в., в Англии на протяжении более чем 50 лет становится почти единственной формой опорных частей мебели. Иногда, правда, птичья лапа заменялась на львиную или же вместо нее делался наплыв. Верхняя лобовая часть обычно украшалась резьбой, часто в виде веерообразной раковины.

В мебели для сидения стиля королевы Анны сквозные рамы высоких спинок получают изогнутые очертания, а центральная вертикальная планка (splat), идущая от обвязки сидения до верха спинки, плавно переходит в ее боковые стойки. В этом стиле центральная планка спинки, ее средник – splat – имеет форму высокой вазы с изящно изогнутыми боками и украшается маркетри, а верхняя часть – резьбой в виде аканта или раковины. Локотники кресел разворачиваются наружу, имеют плавные линии и, часто, заканчиваются львиными или орлиными головами. В это время появляются вкладные, обитые тканью или кожей, сиденья. Проножки, как правило, продолжают делаться. Получает развитие не менее характерный тип т.н. крылатого кресла, которое имеет сплошную обивку не только сиденья и спинки, но и высоких локотников, напоминающих подобие крыльев. Такое кресло олицетворяет заботу англичан об удобстве обстановки своего дома, что впоследствии стало обозначаться вошедшим во многие языки мира словом комфорт. В это время типичные английские двухъярусные шкафы имеют строгие и рациональные формы с гладкой поверхностью ореховых филенок, обнесенных профилированными рамками. Большой популярностью пользуется складной, весьма рациональной конструкции стол с опускающимися полами столешницы и точёными витыми ножками. Такие столы в сложенном виде компактно размещались вдоль стены. От Голландии пришла мода на светлое маркетри. В отличие от Франции английские мебельщики оставляют без покраски или росписи чистую фактуру дерева, лишь покрывая его воском. Позолота применялась крайне редко. Иногда золотились только резные украшения, которые, в отличие от французских образцов, выполнялись на строго определенных местах мебельного объекта. Английская мебель стиля королевы Анны и Георгов делается преимущественно из ореха, а также из дуба и бука. Мебель этого стиля можно подразделить на две группы. Первая – мебельные объекты, выполненные из ореха и дуба, часто покрытого фанерой. Другая – мебельные объекты, выполненные из дуба, простых прямолинейных форм, как бы упрощающих формы мебели первой группы. Считается, что такая мебель предназначалась для менее богатых слоёв населения.

Ближе к середине XVIII в. возникает тесная связь английских мебельных мастеров и архитекторов, что нашло отражение в композиционном построении мебельных объектов и их декорировании, изготовлявшихся согласно тем стилям и направлениям, которым следовала английская архитектура того времени: античности, классицизму, экзотике (в первую очередь, китайщине), палладианству и готике. Например, т.н. новогреческому стилю, в котором сливались в единое целое французские, итальянские и помпейские мотивы. На стиль английской мебели этого времени сильное влияние оказывают французская мебель рококо, привозная китайская мебель и местная готическая. От китайской мебели заимствуются угловатые сухие контуры, решетчатые панно, ажурные резные перекладины, изогнутые ножки с утолщением вверху и внизу, где их нижний конец выполняется в виде птичьей лапы, зажавшей шар (уже известный ранее англичанам мотив декорирования опорных частей мебели по голландским образцам). От французской мебели заимствуются отдельные конструктивные и формообразующие приемы и декоративные элементы рококо. От готической мебели берутся мотивы оконных переплетов, стрельчатых аркад и других элементов декора, перенятых, в свою очередь, от готической архитектуры. В английской мебели, в ее формах и орнаментике достаточно удачно сочетаются элементы французского рокайля, готики и китайщины, которые, однако, не нарушают классические пропорции общей композиции мебельного объекта. Даже декор рококо здесь весьма сдержан, не имеет французской сложности и запутанности и не нарушает симметрии. Эти стилевые мотивы и общие принципы сложения форм позволили Т. Чиппендейлу (1718–1779 гг.) в первой половине XVIII в. создать свой стиль. С его именем связывают активное использование при создании мебельных объектов красного дерева или, как тогда говорили, махагони, которое с 1725 г. начали весьма активно завозить в Англию. С началом применения красного дерева и образуется тот новый стиль английской мебели, который впоследствии был назван стиль Чиппендейла. Именно Англии принадлежит заслуга введения в мебельное производство этого нового красивого и прочного материала, мебельные объекты из которого были модны во всех странах Европы почти двести последних лет.

Красивая текстура дерева (рисунок его струй), эффект шелковистой полированной поверхности, цвет, прочность изделия, выполненного из этого материала, вызвали всеобщее восхищение. Предполагается, что первые партии такого дерева завозились с о. Ямайка, поэтому в те времена красное дерево еще называли ямайским деревом. В дальнейшем стали применять красное дерево, которое росло на Кубе, в Гондурасе, Бразилии и др. странах и отличалось от ямайского цветовыми оттенками и текстурой. Красота новой древесины и её высокая стоимость привели к тому, что из неё стали изготавливать фанеру и покрывать ею плоскости шкафов, комодов, столов и др. Мебель для сидения, которая делалась из массива красного дерева и не фанеровалась, украшалась резьбой. Новый материал диктовал и новые приёмы его обработки. Резьба делается теперь менее рельефной. К 40-м гг. XVIII в. резьба покрывает верхние части изогнутых передних ножек, верх и средник спинки стула или кресла, которая становится ниже, а её изогнутые боковые стойки соединяются вверху поперечной планкой, выполненной в виде лука и украшенной резным растительным орнаментом низкого рельефа. Вертикальная центральная планка спинки (splat) сохраняет форму вазы, но становится прорезной, ажурной. Всю мебель, выпускаемую мастерской Т. Чиппендейла, можно условно подразделить на несколько периодов. Первый период, когда Чиппендейл работает в стиле королевы Анны и Георгов. Это весьма массивные изделий, форма которых хорошо увязана с их декором и напоминает стиль Людовика XIV с его пышными элементами барокко. Опорные части стульев, кресел и комодов повторяют птичью лапу с шаром и имеют утолщение в верхней (лобовой) части, которая украшается рельефной резьбой. Используемый материал, как правило, дуб или бук. На следующем этапе Чиппендейл переходит на красное или лимонное дерево. Он стремится изменить пропорции своих изделий в сторону их большей легкости, снижает запас материала, интерпретируя формы французского рококо стиля Людовика XV. Спинки стульев и кресел уменьшаются по высоте, а их центральная вертикальная планка, которая имела сплошную гладкую поверхность, делается прорезной, хотя принцип общего силуэта сохраняется. Этот удивительно изящный сквозной узор средника спинки имеет пластическую связь с элегантными формами её боковых частей и формой обвязи сиденья, размеры которого теперь уменьшаются. Со временем Чиппендейл вместо изогнутых и покрытых резьбой ножек вводит другой тип – прямых, гладких, четырехгранных в сечении. Мебель для сидения не фанеруется, а делается из массива древесины и покрывается воском, иногда красится.

На третьем этапе Т. Чиппендейл пережил ещё целый ряд увлечений другими стилями и направлениями. Работая в конце 50-х–начале 60-х гг. с такими известными английскими архитекторами-классицистами как Роберт и Джеймс Адамы, которые строили в т.н.новогреческом стиле, Чиппендейл меблирует помещения создаваемых ими дворцов и замков. Влияние братьев Адам сказалось на пропорциях и соотношениях отдельных элементов мебели Чиппендейла. Позднее Чиппендейл увлёкся китайщиной, что отразилось в сквозных орнаментах спинок его кресел, в узорных переплетах застекленных дверок книжных шкафов, в которых фасонная пайка стекол решена в форме ромбовидной сетки, в резных украшениях кабинетов, шкафов-секретеров, бюро, комодов, в декоре кроватей с балдахинами, похожих на китайские пагоды, в обивке мебели и др. В этом стиле создаются и другие мебельные объекты, например, разнообразной формы письменные и обеденные столы с квадратными или прямоугольными столешницами, некоторые из которых были весьма обильно украшены резным орнаментом, где элементы рокайля были переплетены с китайскими мотивами. Делаются также высокие стоячие напольные часы, которые становятся в это время особенно модными у англичан. На увлечение Чиппендейлом китайским искусством несомненное влияние оказал архитектор В. Чемберс, с которым он сотрудничал. Этот архитектор увлекался тогда не столько античностью, сколько китайским искусством. Позднее характерной чертой стиля, сложенного Чиппендейлом, стало сочетание, наряду с мотивами рококо и китайщины, мотивов готического стиля. Влияние Чиппендейла и образцов мебели его мастерской на мебельное искусство того времени было весьма значительным. Он много сделал для того, чтобы формы мебели освободились от прямого влияния архитектуры, но в то же время, отдавая дань моде и господствующим вкусам, он часто перегружал свои мебельные объекты декоративными элементами в ущерб общей тектонической структуре. Его творчество в немалой степени способствовало выработке общих принципов сложения буржуазного интерьера. Он довёл до совершенства формы многих типов мебели, разработал новые типы, которые дошли до нас почти без существенных изменений. Под воздействием зарождающегося классицизма его поздние образцы заметно упрощаются по форме, в которой начинает проявляться правда конструкции, и по декору. Контуры изделия выпрямляются, ножки делаются прямыми и гладкими, а самым характерным элементом украшения остается трельяж (Chinese strapwork).

Если сравнивать стиль Чиппендейла и стиль рококо Людовика XV, то в английской мебели её буржуазный характер более выражен. Если во Франции главенство остается за придворно-аристократическим искусством, которое находится всецело во власти стиля рококо, а качественная и красивая мебель производится в королевских мануфактурах, то в Англии, переживающей буржуазную революцию, влияние королевского двора весьма незначительно, а развивающиеся мануфактуры стремятся удовлетворить, в первую очередь, запросы крупной буржуазии. Кроме того, английские ремесленники могли работать более независимо и самостоятельно, чем их французские коллеги. Характерной чертой английской мебели рококо и последующих стилей является рационализм её конструкции, лёгкость пропорций, удобство и комфортабельность, которые, наряду с изящными формами и благородством декоративных украшений, сделали её популярной в Европе, Америке и, конечно, в России на весьма длительное время.