Французское барокко. Времена регентства

Стиль регентства – заполнил собой культурный промежуток между стилем Людовика XIV и Людовика XV, иными словами, это был переходный этап от традиционного барокко к рококо. Стиль получил свое название, поскольку пришелся на время регентства Филлипа Орлеанского при молодом короле Людовике XV.
В основном, каких-то характерных особенностей, присущих именно стилю регентства, нет. Мебель этой эпохи можно причислить, как и к отходящему барокко, так и к зарождающемуся рококо.
Стиль регентства пронизан утонченностью и интимностью, “большой стиль” планомерно оставляет свои позиции. Мебель настроена на интимную атмосферу и “галантные празднества”. Мебель играет второстепенную роль, будучи подчиненной развитому убранству стен и потолков.
Стиль регентства в первую очередь отличался по характеру декорирования изделий. Форма мебели стала несколько более свободной, а формы – динамичнее. Уже известными ранее мотивами для орнаментов регентства были те же гротески, ленты и прихотливые завитки, но регентство вносит новшества в современную орнаментику: появляются восточные мотивы китайская пагода, зонтик, веер, стилизованный пальмовый лист. Раковина, известная нам ранее, теперь приобретает самые изощренные формы, тяготеющие к рококо.
Во времена регентства мебельщики обращают больше внимания на экзотические породы дерева. Особенно эффектно выглядели предметы, отделанные черной полированной фанеровкой и бронзовыми накладками. Решения консолей и замысловатые силуэты являются порождением необузданной фантазии. Кровать, хоть теперь и “полубалдахинная”, все еще прочно играет важную роль в обстановке.
Стулья и кресла претерпевают небольшие изменения. Особенно своеобразны по художественным решениям – ножки стульев, кресел и столов. Их ножки причудливо выполнены. Гнутые или точеные в виде балясин. Они обычно обильно украшаются масками, стилизованными листьями или женскими головами. Проножки так же приобретают замысловатые формы. Любимой мебельной формой становится комод, что, в принципе, понятно. Можно только представить себе изящный по линиям, с нарядной резьбой, комод с тремя выдвижными ящиками, стоящий на нескольких изысканных тонких высоких ножках, и сразу хочется запереть в нем что-нибудь важное и сокровенное.
В формах мебели для сидения по-прежнему доминирует представительное кресло. Общие формы претерпевают изменение в эпоху регентства. Прямоугольные линии сменяются округлыми, входит в обиход появившийся в древности но забытый “шезлонг” – то есть длинный стул. В обиходе появляются каминные экраны. Это была не только важная, но и функциональная часть интерьера, которая отличалась большим разнообразием интерьеров.
В эпоху регентства барочный стиль приобретал изменения. Они происходили весьма плавно, приближаясь к более утонченному и замысловатому. Орнаменты барокко – волюты, листы аканта, ленточное переплетение – становятся легкими и воздушными. Поверхности обильно членятся рамками с закругленными углами, осваивается техника украшения ромбовидным орнаментом. Со времен регентства каждый дворянин тоже мог обставлять свой дом или виллу современной мебелью в соответствии с модными течениями.