Чиппендейл

Английское рококо Томаса Чиппендейла

В качестве интересного ответвления Рококо стоит отдельно рассмотреть стиль английского Рококо, так называемый стиль Чиппендейла. Этот стиль получил свое название в честь выдающегося резчика по дереву, мастера Томаса Чиппендейла, который жил с 1718 по 1779 год. Будучи простым резчиком по дереву, он увлекся мебельным производством около 1735 года, и обрел широкую известность, как признанного столяра. Главная его заслуга была в том, что он нашел золотое сочетание французского роскошного и изысканного, плещущего своими формами и декором рококо и традиционной скромности английской мебели. Приправив это блюдо готическими и восточными мотивами, Чиппендейл пришел к красивому, самобытному и востребованному в Англии стилю.
Рококо Чиппендейла, в сравнении с французским побратимом несколько более скромное, но не менее изящное. Бесконечно варьирующиеся формы мебели для сидения, изгибистые линии, цветочные мотивы, вместе с традиционно плавно изогнутыми ножками, обширной лобовой частью.
Распространенным является силуэт скрипки, особенно в мебели для сидения. Именно в эту эпоху стулья и кресла приобретают полностью законченный силуэт. Сидения приобретают трапециевидную форму, а ножки становится прямыми или слегка изогнутыми.
Орнаменты, особенно ленточные, пестрят разнообразием форм, необычайной разновидностью композиции.
Великолепны книжные шкафы и секретеры Чиппендейла. Примечательной особенностью является фасадная пайка стекла в виде ромбообразного орнамента. Так же можно отметить письменные столы производства мастерской Чиппендейла и высокие (напольные) часы, которые прочно вписались в быт англичан.
Томас Чиппендейл сделал огромный вклад в историю развития мебели. Его заслуги сложно переоценить. Он довел до совершенства формы многих изделий мебели, а так же разработал новые типы мебели, так, что некоторые, особо практичные, дошли и до наших дней, претерпев, правда, некоторые изменения.
Можно сказать, что Чиппендейл – был человеком своей эпохи. Последние его работы были уже логичным переходом к классицизму. Линии мебели упрощались, выпрямлялись, ножки приобретают “брусковое” исполнение.