В реставрационных работах применяют в основном клеи естественного происхождения (рыбий, казеиновый, мездровый, костный) и синтетический клей ПВА.
Все эти клеи образуют преимущественно бесцветную клеевую прослойку (шов).
В домашних условиях можно рекомендовать ещё универсальный клей типа БФ и эпоксидный.
Для восстановления мозаичных наборов в маркетри и интарсии, вообще при особо ответственных работах наиболее подходит осетровый (рыбий) клей, который выпускается в виде эластичных полупрозрачных чешуек.
Чтобы приготовить клей, чешуйки насыпают в банку, и заливают прокипячённой холодной водой, чтобы она покрыла чешуйки. Примерно через 6 ч клей разбухнет, после чего, размяв клей вручную (до состояния густой сметаны), его нагревают на водяной бане.
В разогретый клей добавляют антисептик и, перемешав, фильтруют через марлю (с отжимом).
Таким образом получают концентрированный клей. Для хранения жидкую массу выливают в плоскую металлическую с выгнутыми краями форму, где предварительно уложена плёнка из целлофана (чтобы клей не прилипал к форме), и сушат.
Чтобы этот концентрированный клей подготовить к работе, его разводят в воде в соотношении 1:5 (по массе) и разогревают на водяной бане. Оптимальная температура его при склеивании 20°С. Благодаря своей эластичности рыбий клей с успехом соединяет разнородные материалы: дерево с костью, панцирем черепахи и пластмассой и т. д.
Однако применяют этот клеи лишь в тех случаях, когда рестраврируемый предмет будет находиться при нормальных условиях внутри помещения, — клей не водостоек.
Чтобы приготовить костный клей, его дробят на мелкие куски (если он не в гранулах), заливают холодной водой в соотношении 1:1 (по массе) и оставляют для разбухания примерно на 6-8 ч. Затем клей разогревают на водяной бане, следя за тем, чтобы температура воды не поднималась выше 80°С (иначе клей потеряет свои качества).
Учтите, что клей необходимо использовать за один раз, так как повторный разогрев, а тем более долгое хранение снижают его клеящие свойства.
Работают с костным клеем при его температуре около 50°С.
Клей мездровый (как и костный) дробят на мелкие кусочки и заливают холодной водой (лучше прокипячённой) в соотношении 1:3 (по массе). Через 12 ч клей разогревают на водяной бане до получения однородной массы.
Обладающий более высокой клеящей способностью мездровый клей стараются, однако, применять в смеси с костным, так как он вязок и вследствие возникающих напряжений в месте склеивания может вызвать при стяжке разрыв волокон древесины. Для склеивания твёрдых пород на 10 частей (по массе) мездрового клея берут 2-4 части костного, для мягких пород — на 10 частей костного 2-4 части мездрового, причём смешивают эти клеи не перед разбуханием, а только после их приготовления. Рекомендуется также в клеевую смесь положить антисептик (обычно это водный раствор пентахлорфенолята натрия) — примерно 3% от массы сухого клея.
Казеиновый клей в виде порошка смешивают с водой в соотношении 1:1 (по массе) или же 2:1, если необходима более густая консистенция, например, для склеивания крупнопористой древесины. Антисептики и щёлочи добавляют в клей ещё на фабрике. После разбухания и исчезновения комочков клею дают отстояться 20 мин, если появляется пена, то её снимают. Клей разового употребления, так как хранится не более 5 ч. Склеенные казеиновым клеем детали выдерживают сначала под прессом около 8 ч и ещё 24 ч после распрессовки. Преимущества казеинового клея — большая прочность и способность не бояться сырости. Недостатки — большая усадка после высыхания, хрупкость. Следует принять во внимание и тот факт, что древесные породы, содержащие дубильные вещества, могут приобрести под воздействием этого клея нежелательную окраску. Поэтому, работая с такими породами, как дуб, каштан, красное дерево, грецкий орех, бук, клён, груша, применять казеиновый клей нужно с определённой осторожностью.
Клен марок ПВА выпускают готовыми к употреблению, они характеризуются эластичностью, длительным сроком хранения и рядом других ценных качеств.
Особенно хорошо склеивать такими клеями крупнопористые породы — дуб, красное дерево, ясень, грецкий орех, а также древесину, содержащую эфирные масла (палисандр, тик, лимонное дерево и др.). При склеивании на ПВА необходима длительная выдержка деталей под давлением. Вследствие наличия в клеях ПВА определённых добавок клей не применяется в реставрационных работах при облицовывании и изготовлении мозаики, а служит для склеивания брусковых элементов, шипов, для упрочения соединений (в том числе шурупами).
Использование других клеев в реставрационных работах нежелательно, так как может нанести определённый вред, особенно при облицовывании и ремонте мозаичных наборов (в маркетри). Некоторые клеи, в том числе эпоксидные, необратимы, то есть после них повторно реставрацию произвести уже будет нельзя. Поэтому подобные клеи применяют в основном для склеивания каркасов при ремонте вспомогательных креплений и т. д.