Старинная русская мебель находится в настоящее время не только в составе музейных коллекций, но и у большого круга людей. Мебель преимущественно второй половины XVIII и первой половины XIX века была настолько удобна и красива, позволяла создать уют, как в жилых, так и в дворцовых помещениях. Поэтому вполне понятно увлечение, с которым многие любители ее собирали.Тем более люди, обладающие страстью коллекционера, всегда присматривали себе необычную мебель, например бюро с цилиндрической крышкой с большим количеством ящиков и хитроумными замками.
Теперь, как и раньше, наблюдается повышенный интерес к собирательству мебели конца XVIII-начала XIX века, то есть периода расцвета мебельного искусства России, который оставил нам много прекрасных памятников, свидетельствующих о большом художественном вкусе мебельных мастеров.
Следует отметить, в этот период русская мебель изготовлялась преимущественно из красного, тикового или палисандрового дерева, реже из карельской березы, ореха и дуба.
Увлечение собирательством мебели приводит к ее многочисленным подделкам. К изготовлению подделок привлекаются отличные мастера, хорошие рисовальщики и даже архитекторы, которые готовят чертежи по точным обмерам подлинников. Мастерские, фабрикующие поддельную старинную мебель, превращаясь в целую отрасль, создаются в Петербурге, Москве и в других городах России.
Подделки в этих мастерских исполняются с высокой тщательностью, максимально приближаясь к оригиналу. Этой продукцией наполняются антикварные магазины. Оттуда она попадает во внутреннее убранство большинства богатых домов и к любителям старинной мебели.
Антикварная торговля и в наше время является широко распространенным явлением. Кстати, полезно напомнить, что антикварная торговля в широком смысле включает торговлю предметами искусства и промышленности всех времен и народов.
Круг многообразен. Сюда входят не только произведения живописи, но и пластические произведения из разного материала: золота, фарфора, стекла, также монеты, медали, резьба по камню, печати, оружие, мебель, часы, эстампы, предметы украшения, музыкальные инструменты, ткани, табакерки, миниатюры и прочее.
В Санкт-Петербурге и в Москве сегодня функционирует около двух сотен лицензированных антикварных магазинов и салонов. Их количество растет. Растут в них и цены на антиквариат.
Важны также распродажи в аукционных домах, так как они устанавливают цены.
В современной России настоящих аукционов с именем, залом, каталогом и прочими сопутствующими вещами всего два. Один из них «Конрос» в Петербурге, который занимается в основном антикваритатом. Второй в Москве – «Гелос» – сделал ставку на коллекционные вещи: марки, монеты, боны, ордена и медали и др.
Считается, что антикварные аукционы гораздо перспективнее коллекционных, так как предметы старины интересуют многих. В аукционных домах все выставляемые вещи, в том числе и мебель, проходят тщательную экспертизу, описываются в каталогах, а это уже свидетельство того, что они соответствуют указанной атрибуции.
Но можно утверждать, что большая часть старины в руки собирателей, а иногда в коллекцию музеев поступает от «населения» через антикварные магазины. Очень часто в этих магазинах старинная мебель оказывается почти недоступной из-за высоких цен, но от этого рвение собирателей не уменьшается. Они готовы довольствоваться худшими или сомнительными по происхождению экспонатами.
Спрос на старинную мебель постоянно растет, и поэтому подделки – «новоделы» имеют спрос. В собирательстве мебели надо быть осмотрительным и осторожно относиться ко всяким уверениям антикваров. Ведь в свое время старинную мебель изготовляли не в таком количестве, чтобы удовлетворить повышенный спрос в настоящее время. К тому же, надо заметить она просто уничтожалась в отдельные периоды XX столетия. Так, например, во время Отечественной войны, да и в послевоенные годы много ценной мебели пропало.
Сейчас в антикварных магазинах Петербурга и в других городах России можно увидеть привлекательную и разнообразную мебель. Однако стоит более внимательно к ней присмотреться и наступит полное разочарование, так как от подлинного предмета осталась незначительная часть.
Как же разобраться в подделке или «новоделе» и кто занимается этой проблемой?
Ради справедливости необходимо отметить, что в последние десятилетия состав музейных собраний проверяется более тщательно. Из экспозиции выводятся произведения, вызывающие подозрения. Сами подделки, их виды и техники, а также время, причины их появления вызывают интерес не только у музейных специалистов, но и у других знатоков мебельного искусства.
Решением сложной задачи по отличию подделки от подлинника в музее занимаются научные сотрудники, хранители фонда мебели, реставраторы.
С большим сожалением следует признать, что в имеющейся специальной литературе не отводится достаточного места проблеме фальшивок, не уделяется внимание конкретным рекомендациям по их обнаружению.
При дифференциации «подделка-подлинник» принимается во внимание определенный стиль, место и время производства, а также принадлежность его тому или иному автору. Кроме того, одновременно в этом процессе должны учитываться материалы, из которых выполнена мебель, особенности конструкции, форма, характер декора, техника исполнения, основные способы производства и художественной обработки древесины.
Перечисленные факторы связаны между и это следует учитывать.
Нельзя довольствоваться рассмотрением одного фактора, ошибочно доверяться одному признаку, так как эта задача многофункциональная.
Как правило, определение подделки начинается с выявления стилистических признаков памятника. Они обнаруживаются при обычной искусствоведческой экспертизе. При этом необходимо учитывать, с одной стороны, что умелый фальсификатор в своей работе основывается на наиболее характерных особенностях стиля, а с другой – все, что не укладывается в привычную схему, обязательно говорит о фальсификации.
При визуальном осмотре может быть обнаружена искусственность, желание имитировать манеру подлинника. Скованную сухость резного декоративного рисунка можно заметить при сравнении двух разных элементов. Один из них – подлинная деталь, другой – результат позднейшей реставрации. Можно допустить, что реставратор дополнил утраченные детали и не скрывал этого, так как утрата сделана из другого материала. Но в передаче орнамента чувствуется потеря творческой свободы и известная скованность, характерная для большинства копий.
При стилистическом анализе признаком фальсификации может быть и случай «групповых подделок».
Он состоит в том, что выявляется целая группа вещей, казалось бы, разного происхождения, однако просматривается рука одного мастера. Например, мастера подделок разбирали несколько подлинных кресел на детали и, соединяя эти детали с новыми, создавали целый гарнитур «старинной мебели». Иногда при подделке шкафа в новые рамки дверец вставляли резные филенки, остальные части резались из старого дерева, из боковых и задних стенок другого разрушившегося шкафа и так далее. Иногда старый остов покрывался новым набором шпона, на который наводился шеллачный лак специально приготовленный «под старину». Такие работы выполнялись вручную, и выделить подделки, в которых умело соединялись старые и новые детали, сложнее. Но при внимательном рассмотрении специалист, несмотря на близкое сходство характерных деталей, обнаружит руку одного мастера.
К признакам групповых подделок можно отнести мебель, изготовленную «по мотивам» какого-либо одного подлинного экспоната, попавшего в мастерскую на реставрацию. Однако и при этом способе подделки можно доказать позднее происхождение мебели.
Часто на фальсификацию указывает также грубое исполнение мебели. Но в этом случае надо помнить, что прежде изделия изготовлялись различными по качеству и грубость работы может быть либо признаком провинциального происхождения, либо одним из доводов в пользу поздней датировки памятника.
Рассмотренные способы решения проблемы распознавания подделок во многих случаях не дают окончательного результата. Поэтому иногда приходится основываться на личном авторитете эксперта, на его интуитивном подходе. Этот подход определения подделок формируется большим практическим общением со старинной мебелью, обширным знанием в области истории прикладного искусства. Но и он также не всегда свободен от ошибок.
По мнению автора, реставратор, владея многолетним практическим опытом работы с мебелью, в дополнение выше описанных признаков распознавания подделок, может предложить другие. Они могут оспариваться знатоками мебельного дела, но, безусловно, имеют право на существование.
Музейный реставратор во время своей деятельности имеет возможность постоянно знакомиться с большим количеством различной мебели из коллекции музея. Это способствует более быстрому усвоению стилевых особенностей старинной мебели, воспитывает глаз на подлинных памятниках. Это существенное преимущество реставратора.
Очень важны первые впечатления при визуальном осмотре. Со временем на каждом старинном предмете, не исключая и мебель, появляется так называемый налет времени. И чем дальше по времени отстоит памятник, тем легче специалисту обнаружить признаки старения, которые часто не замечают. Это очень важно при выявлении позднейших подражаний.
О том, что вещь подлинная, может говорить цветовое состояние древесины. Несмотря на хорошую сохранность лакового покрытия, древесина неизбежно стареет, особенно под воздействием солнечного света. Ее цвет становится более темным, чем первоначальный. Первоначальный цвет или близкий к нему можно установить по местам, закрытым украшениями из бронзы или деревянной резьбой.
Само лаковое покрытие также может говорить о многом. Большая часть деревянной и фанерованной мебели отделывалась шеллачной политурой, которая придает поверхности шелковистый блеск и выявляет глубину и переливчатость волокон древесины. Реставратору не сложно разобраться с характером шеллачного покрытия старой мебели и отличить его от современных отделочных лаков.
Особенно тщательно выполняются подделки старинной мебели в технике наборного дерева. Мастер подделки в совершенстве может собрать, например, столик-«бобик» с несомненным подлинным рисунком орнамента или какой-либо сцены.
Чтобы проверить такую подделку И.В.Лазаревский, автор книги «Среди коллекционеров» (СПб., 1917) предлагает любопытный способ: «Вечером, вооружившись сильной электрической лампой, почти горячей суконкой, протрите несколько раз поверхность наборного дерева. После этого, поставить свет как можно ближе к дереву, посмотрите не вскроются ли мало заметные каналы между кусочками наборного дерева. Если они показались, то в подделке нет никакого сомнения. Затем, если можно отвести рамку наборной доски, когда наборный рисунок доведен до края, то тогда подделка обнаружится следующим образом. Как ни хитры современные подделыватели, они доселе не сумели уяснить себе секрет старинного скрепления кусочков – в подделках набор всегда скреплен снаружи, в старину же набор был только резной».
Художественная фанерованная мебель часто украшалась золоченой бронзой. Подделать старую бронзу с высокой точностью очень сложно. Старая бронза, может быть, еще более редка, чем подлинные предметы мебели. На новых бронзовых украшениях не ощущается та бархатистость и тонкость линий, которые присущи старой подлинной бронзе. Стоит провести пальцами по бронзе нового производства, как можно почувствовать неровность краев. Вот почему легче определить подделку, когда мебель украшена бронзой.
При реставрационных работах необходимо обратить внимание на жесткость поддельных частей, на прямые зубцы у выдвижных ящиков (старые были в форме «ласточкина хвоста», и на не прикрытую фальцовку углов. Также указывает на подделку аккуратно сработанная задняя стенка, гладкая внутренняя поверхность, слишком тонкий шпон фанеровки (тоньше 1 мм), новые замки, крепежные винты. Дополнительные резные украшения, которые бросаются в глаза резной профилировкой, накладки из металла из бронзы, выполненные в технике гальванопластики.
Фальсификатор может использовать новое дерево, которое лежало на зараженном жучком складе или имитировать червоточину. Также может использовать древесину от старых вещей, не подлежащих ремонту, например от старых роялей или пианино. Кроме того, составляет такой лак и политуру, которые даже новому дереву придают тон подлинной старинной мебели. Реставратор может заметить имитацию ценных сортов дерева. Так, черное дерево подменяется грушевым или яблоневым, протравленным анилином; палисандр — ореховым или дубовым, протравленным бихроматом.
Значительную роль в определении принадлежности предмета мебели к «новоделу» или к подлинной может служить фурнитура. Фурнитура должна соответствовать времени изготовления мебели, ее стилю. Если фурнитура без патины, исполнение ее безупречно, включая латунные шурупы, гвозди и другой крепежный материал, то это может вызвать сомнение в подлинности. Реставратор по достоверным образцам хорошо знает особенности конструкции фурнитуры прошлого, которая всегда наряду с функциональным назначением эстетически безупречна. Он без затруднений может отличить шуруп старой нарезки от современной. Старые шурупы изготовлялись вручную и отличаются от современного (станочного) изготовления более глубокой и чистой насечкой (резьбой), обязательно с головкой под шлиц с отсутствием специфических следов от зажимов (штампов) станков-автоматов. Латунные крепежные гвозди также узнаются по ручной обжимке шляпок (головок).
Головки этих гвоздей разные, потому что невозможны удары молотка одинаковой силы по обжимке.
Старинные стальные гвозди также изготовлялись вручную методом ковки, с характерными, различными на каждом гнезде следами на шляпках от ковочного молотка, четырехгранными с равномерным сужением по всему телу гвоздя, очень жесткими и хрупкими, вероятно перекаленными от горячей ковки (при выпрямлении гнутый гвоздь ломается).
Собирательство старинной мебели становится все сложнее, потому что у населения осталось очень мало безусловно подлинных образцов, а то что сохранилось в музейных коллекциях во дворцах почти недоступно для изучения большому кругу людей. Благоприятное время для собирательства ушло в прошлое.
Покупать в антикварных магазинах мебель с блестящей новой полировкой и отделкой можно, но найти подлинную вещь, а не искусную подделку, маловероятно.
Для собирательства подлинных вещей лучше приобретать мебель в самом плачевном состоянии. Затем обратиться к хорошему реставратору – краснодеревцу, желательно к музейному реставратору, и, наблюдая за его работой, совместно добиваться конечной цели. Только путем кропотливого труда, соблюдая современные принципы реставрации мебели, из предметов плохой сохранности можно собрать коллекцию настоящих вещей. Подделка всегда обнаруживается. Через несколько лет под воздействием сезонных изменений температурно-влажностного режима начнет коробиться древесина внутреннего нового дерева (например, новая столешница, замаскированная поддельной фанеровкой). Появятся отслоения и трещины фанеровки, раcсохнутся новые шиповые соединения, и подделка обнаружится. Это может стать предупреждением собирателям старинной русской мебели.
Источник: Музейная реставрация мебели. Мукин И.М.; СПб., 2003