Реставрация антикварного дивана

Реставрация антикварного дивана
Вид и место реставрации : реставрация дивана Харьков, реставрация венской мебели в Харькове
Время создания : середина 19 века
Материал,техника исполнения : массив бука; столярная и ручная работа.

Размеры: 205 х 75 х 120 см.

Основание для реставрации: Предмет выполнен из массива бука в технике гнутья под паром.  Предмет имеет плотные грязе-пылевые загрязнения, сильное нарушение целостности лакового покрытия, множественные царапины, сколы на дереве, следы не профессионального ремонта. Нарушены прочностные качества узлов склеек в конструктивных  соединениях (столярный клей в местах соединений полностью деструктировал). Отсутствие множества декоративных фрагментов. Полная изношенность набивочных мягких материалов (морская трава имеет запах цвели, видны плесневые грибы (Aspergillus sp.)). Общая изношенность и ветхость лицевой мебельной ткани.

 История предмета: Диван выполнен в середине 19 века фирмой «Яков и Иосиф Конн». Данная модель венской мебели выпускалась акционерным обществом «Якова и Иосифа Конъ» с начала 1840-х годов. Сама же  фирма «Якова и Иосифа Конъ» являлась в начале 20 века одним из основных поставщиков в царской России гнутой венской мебели на ряду с фирмой «Тонет», АО «Войцехов» и др. Известнейшая фирма «Якова и Иосифа Конъ» (Jacob & Josef Kohn) в конце 19 — начала 20 века являлась основным конкурентом фирмы «Братья Тонет» не только на рынке Европы, но и Америки, Африки, Азии и Индии.На фабриках Кона процесс гнутья бука занимал около пяти минут, а не два часа, как у Тонета. АО «Я. & I. Конъ» одна из первых приняла стиль модерн, поняла необходимость участия в разработке новых изделий дизайнеров, и привлекла к работе известнейших молодых архитекторов венского сецессиона – Иозефа Хоффмана, Отто Вагнера, Адольфа Лооса, Коло Мозера, Густава Зигеля и др.

Состав и последовательность реставрационных работ:

1. Полный демонтаж предмета.
2. Все элементы дивана очищены от поверхностных загрязнений, старого лака, краски  и следов клея.
3. Устранение сколов, трещин рассыхания, царапин, восполнение утрат массива бука.
4. Дополнены и усилены места узловых соединений.
5. Восстановлены недостающие детали резьбы и токарных точений.
6.  Произведена общая склейка всех узловых соединений.
7.  Тонировки древесины.
8. Консервационное лаковое покрытие.
9. Изготовлены новые стальные пружинные блоки с обмеднением (сиденье и спинка) . Быльца дивана изготовлены на основе оригинала. Блоки соответствуют размерам дивана . Поверх пружин прикреплён лоскут мешковины. На мешковину положен слой морской травы, который также, в свою очередь покрыт мешковиной.
10. Из морской травы сформировано сиденье и прошит борт тонкими джутовыми верёвками. Слой конского волоса уложен поверх сиденья ровным слоем.
11. Далее поверхность покрывается слоем ватина и обивается черновой тканью – двуниткой. Мягкая часть спинки изготавливается аналогичным способом. Для усиления конструкции и жёсткости спинки сзади были закреплёны листы 6 мм фанеры.
12. Завершает работу обивка дивана чистовой тканью и монтаж в местах прикрепления ткани к каркасу декоративным шнуром.

В результате комплекса реставрационных мероприятий старинный венский  диван 19 века приобрёл первоначальный вид.