Реставрация пианино

Реставрация фортепиано.

Вид и место реставрации : реставрация пианино в Харькове, реставрация роялей и фортепиано в Харькове
Время создания : середина 19 века
Материал,техника исполнения : ольха, ель, бук,чёрное дерево, шпон дуба, слоновая кость; ручная и столярная работа.

Размеры:    см.

Основание для реставрации:

Старинное пианино 19 века поступило на реставрацию с плотными пылевыми загрязнениями и грязе-жировыми наслоениями. Внешняя конструкция пианино выполнено из ольхи. Узловые соединения сильно рассохлись и требуют восстановления. Пианино покрыто чёрным лаком. Имеются множественные потёртости, нарушение целостности лакового покрытия, глубокие царапины, сквозные трещины рассыхания на всей поверхности пианино, множественные сколы и вмятины от ударов.Сильно загрязнена декоративная резьба, клавиши из слоновой кости, бронзовые накладные декоративные элемента. Бронзовые подсвечники утрачены. В результате локальной химической очистки и удаления чёрного лака было определено, что чёрный лак накладывался поверх тёмно-коричневых тонировок защищённых слоями лака.Таким образом родной цвет был коричневый с красноватым оттенком.

Конструкциях данного пианина состоят из пяти основных частей: 1) струнной одежды; 2) резо­нансной деки; 3) опорных конструкций; 4) клавишного и педаль­ного механизмов; 5) корпуса.

Струнная одежда — это набор струн различной длины и толщины, жестко натянутых на опорах. Каждой клавише соответ­ствует группа струн, называемая хором.Материалом для струн  в данном инструменте служит специальная стальная проволока высокой прочности диаметром 0,9 мм (граница между соседними размерами — 0,025 мм). Она является круглой в сечении и имеют полированную поверх­ность.

Резонансная дека представляет собой большой деревянный щит, жестко закрепленный (вклеенный) по краям и связанный со струнами через специальные подставки. По конструкции и дейст­вию дека напоминает большую мембрану и является множествен­ным резонатором, откликающимся на разные частоты. Назначение деки заключается в том, чтобы много­кратно усиливать звук струн и придавать ему приятный тембр, характерный для фортепиано. Деревянный щит для деки склеивается из отдельных дощечек. Их изготав­ливают из ели. Древесина ели на данном инструменте прямослой­ная и с равными годичными слоями, без сучков и других изъянов’. Толщина щита — от 8 до 11 мм.

С обратной стороны деки, перпендикулярно годичным слоям древесины, наклеены прямоугольные планки (рипки). Они выполнены тоже из резонансной ели для передачи звуковых волн поперек годовых слоев резонансного щита и для придания щиту большей жесткости. Количество поперечных планок составляет 9 штук. Струны и дека крепятся к опорной конструкции — третьей основной части инструмента. Опорная конструкция пред­ставляет собой две рамы, металлическую и деревянную, тщатель­но подогнанные друг к другу и соединенные между собой с по­мощью специальных шурупов и болтов.

Деревянная рама (футор) состоит из контурной обвязки, скреп­ленной распорными брусками, и колковой доски (вирбельбанка). По всей площади доски в рассверленные отверстия вбиты колки (вирбеля). К колкам одним из концов крепятся струны. Другим с помощью петель они надеваются на штифты, вклепанные в метал­лическую раму. Поворачиванием колков производят натяжение струн и настройку инструмента.Металлическая рама представляет собой чугунную отливку, состоящую из двух мостиков — дискантового и басового, колкового панциря и распорных ребер. Колковая доска изготовлена из древесины бука, обладающего хорошим сопротивлением сжатию, и, во избе­жание появления трещин или короблений.

Четвертой основной частью пиа­нино и роялей являются клавиш­ный и педальный механиз­мы. Клавишный механизм служит для приведения струн в колебания ударами молоточков, педальный механизм — для увеличения или уменьшения силы и про­должительности звука и изменения тембра. Клавиши и накладки на них выполнены из черного дерева и слоновой кости.

Корпус пианино — пятая основная часть — представляет собой деревянный ящик, облицовывающий инстру­мент. У пианино он состоит из двух стенок, приклеенных к опор­ной деревянной раме. К стенкам с помощью кронштейнов крепит­ся стол (штульрама) для клавиатуры и механики. Высота кла­виатуры над полом диктуется высотой колен человека и находится в пределах 730 мм. Клавишный механизм закрывается спе­реди клавиатурным клапаном и верхней филенкой, а сверху крыш­кой. К клапану привернут пюпитр для нот. Под столом ставится нижняя филенка, которая вместе со стенками опирается на цо­кольный пол, имеющий ножки с четырьмя металлическими роли­ками. На цокольном полу посередине располагается педальный механизм.

Состав и последовательность реставрационных работ:

1. Удаление стойких и нестойких загрязнений.
2. Удаление старых лакокрасочных покрытий.
3.Восстановление утрат шпона на крайних боковых дверцах верхней части буфета.
4.  Устранение мелких сколов,царапин,выбоин.
5. Укрепление и восполнение трещин рассыхания,восстановление мелких утрат декоративной резьбы.
6. Слесарные работы по восстановлению замка на крышке,очистка и консервация латунных накладных элементов
7. Тонировка спиртовой морилкой
8. Нанесение лаковых покрытий.

В результате комплекса реставрационных мероприятий  антикварному пианино были возвращены его функциональные и декоративные качества.