Стиль барокко

“Славься, король, да здравствует королева, благослови, церковь!” Под таким лозунгом могло бы выступать искусство барокко, если бы мастера могли облечь в слова ту цель, которую они преследовали. Само название стиля произошло от слова “barocco”, что в переводе означает раковину причудливой, богатой формы. Стиль Барокко в архитектуре и мебели берет свое начало в конце XVI века в Италии. После этого он появляется в других странах, где после контрреформации церковь снова обрела могущество.
По своей сути, Барокко является логическим продолжением ренессанса. Уже во времена позднего возрождения в Италии начинали появляться предпосылки образования нового стиля. С начала своего появления барокко служил для украшения домов богатых феодалов. Пышность и богатство форм поражали своим разнообразием. Именно в Италии “изобретается” первая барочная орнаментика. Одним из наиболее характерных элементов барочного стиля является витая колонна. Для оформления филенок широко используется мотив карниза с многочисленными изломами, который, появившись впервые во времена позднего ренессанса, получил обширное использование именно в эпоху барокко.
В сравнении с барокко, ренессанс был временем свободной личности, городов-республик с зарождением раннего капитализма. Барокко же стало эпохой “несвободной” личности. Власть становится централизованной, и законы “моды” становятся едиными для всех, они исходят от правящей верхушки и распространяются на все слои общества в той или иной мере. Жизнь придворной знати, начиная с пышных одежд, париков и вычурных манер, порождающих неестественность положений и поз, начинает “театрализовываться”. Отсюда тяга ко всему помпезному и громоздкому, при том, что подчас неестественное нагромождение форм портила общее впечатление.
Барокко ломает привычное представление о геометрии мебели. Вместо четких круглых, полукруглых и прямоугольных форм, появляются динамичные спирали, смелые овалы и другие декоративные элементы, имеющие сложные очертания, поверхность больше не является гладкой, она полна выпуклостей, вогнутостей, линии перестают быть прямыми. Для формирования изогнутых форм широко применяется склеивание “профилей” из кусочков фанеры, поскольку изгибание дерева было трудоемким и слишком дорогим процессом в те времена. Аккуратность изготовления мебели, планомерно развивавшаяся во времена ренессанса, приводит к тому, что все шероховатости, которые появляются неизбежно, тщательно зашлифовываются. полируются и покрываются мебельным лаком. Это объясняет обилие лакированной мебели, появившееся в эпоху барокко.
Широкое распространение получают фанерование и деревянный набор. Мебельщики освоили технику фанерования даже цилиндрических поверхностей, которая была достаточно трудоемкой. Фанерование же поверхности сферической или близкой к сферической формы с помощью больших листов фанеры являлось практически невыполнимой задачей, поэтому они фанеровались небольшими пластинками фанеры, которые тщательно подгонялись и прессовались мешочками с песком.
В истории мебели – стиль барокко – был последователем чуть более сдержанного ренессанса и предшественником еще более причудливого рококо, после которого мебельные тенденции начали “отходить” от обилия вычурных форм. И даже сейчас, в настоящее время, можно встретить современную мебель, по формам отдаленно напоминающим тенденции барокко, раскидистую, вальяжную и помпезную. Эпоха барокко дала обширную пищу для размышления всем мебельщикам вплоть до 20 века.

 

Стиль барокко. Итальянское барокко

Роскошные интерьеры дворцов и особняков богатых аристократов и банкиров были обставлены изящными по форме и линиям кроватями с балдахинами, динамичными стульями, креслами и диванами, шкафами, которые уже практически полностью вытеснили сундуки из обихода. В интерьеры так же вписываются богато оформленные камины и высокие зеркала, которые занимали всю высоту стены от пола до потолка.
Пластичность резьбы повышается в сравнении с ренессансом, появляются строгие рамки, глубокие профили, характер мебели подчеркнуто столярный.
Законодательницей мебельной моды становится Венеция, где распространена яркая роспись и лакировка мебели. Сюда же относится и позолота мебели, и инкрустация зеркальными плитками. Это придает более вычурный и яркий образ.
Мягкая мебель итальянского барокко не отличается разнообразием типов, но богата декоративными решениями.
Обивка дорогими тканями, обилие бахромы. Позже в качестве нового декоративного элемента к мебели с пластичными формами появляется украшение золочеными или чеканными серебряными накладками. Кровати по-прежнему увенчаны балдахином. Диван появляется в обиходе как новый предмет, закономерно продолжающий развитие мебели для сидения. Зачастую, он еще неуклюж, но, тем же не менее, динамичен по своей форме.
Во времена позднего барокко в Италии появляется целый ряд новых декоративных материалов, как-то: кость, черепаха, перламутр, фарфор, особенно часто используемые для оформления рам для картин, обрамлений зеркал. Столешницы же столов начинают украшаться богатой каменной мозаикой и маркетри.

 

Стиль барокко. Французское барокко

Отличительные черты французского барокко менялись при правлении каждого из Людовиков, поэтому весь период времени бытования барокко во Франции принято делить на 4 основных этапа, так называемые “французские королевские стили”. Раннее барокко или переходный стиль называется Людовик XIII (1610 -1643). Затем начался этап зрелого барокко или Людовик XIV (1643 – 1715). Следовал за ним “стиль регентства” – пришелся на переходный этап между правлениями Людовика XIV и Людовика XV. Завершает цепочку этапов французского барокко стиль рококо, позднее барокко, пришедшийся на время правления Людовика XV (1720-1765). И о каждом из них есть смысл рассказать подробно.
В годы правления Людовика XIII рост могущества государства прочно закрепляет за мебельным искусством выражение “искусство большого стиля” за стилем барокко. Вельможи не жалеют денег на создание роскошных архитектурных ансамблей. В 1662 году была открыта королевская мануфактура гобеленов, которая производила, в том числе, и мебель.
Крупнейшим мебельщиком эпохи является Андре Шарль Буль. Его стиль был весьма самобытным. Именно он впервые начал инкрустировать мебель черепахой (техника “пике”). С его именем связано большое количество мебели, строго сохраняемые в музеях, которые известны всему миру как мебель в так называемом стиле “Буль”.
Мебель Буля фанерована черным деревом, украшена утонченными бронзовыми накладками и маркетри, набранными пластинками черепахи, олова, позолоченной меди и слоновой кости.
Формы его мебели решены лаконично, но немного тяжеловаты, контуры – прямолинейные, ножки – в сечении прямоугольные – книзу сужаются. Цоколи и навершия выполнены строго. Излюбленный Булем мотив орнаментики – стилизованная симметрично расположенная лоза.
Мебель Буля создает впечатление чопорной, но помпезной величавости: шкафы для книг, консоли, декоративные столики, комоды, футляры для часов, всевозможные подставки. Все последователи Буля впоследствии были названы чернодеревщиками.

 

Французское барокко. Эпоха Людовика XIV

На этапе зрелого барокко происходит откат к ренессансу. Стены украшают утонченная лепнина, дорогие ткани и гобелены. Белый и золотой – наиболее популярное сочетание цветов в интерьерах.
Характерные черты мебели зрелого барокко – это тяготеющая к классической скованность форм и роскошная отделка деталей с исключительно глубокой и развитой орнаментикой.
Кровать зрелого барокко – один из наиболее богато убранных предметов. Теперь она принимает обличие шатра с многочисленными драпировками, пышными занавесями, которые практически полностью скрывают деревянные детали каркаса балдахина. Это обусловлено тем, что кровать прочно вписывается в обстановку приемных, в соответствии с придворным этикетом, спальня выполняет роль гостиной, а принимать гостей полулежа является модным.
Кресла приобретают простые, прямо очерченные спинки, обтянутые изысканными гобеленами, стулья же зачастую покрывают позолотой.
Новый предмет мебели, чье появление пришлось на эпоху позднего барокко – это комод с выдвижными ящиками. В XVIII веке произошел настоящий прорыв в производстве декоративных комодов и письменных столов. Ножки столов и консолей были богато и тонко украшены резьбой, царгами, в качестве соединительного элемента использовались проножки, которые поражают своей динамикой и уточенной формой, не теряя при этом технических свойств.

 

Французское барокко. Времена регентства

Стиль регентства – заполнил собой культурный промежуток между стилем Людовика XIV и Людовика XV, иными словами, это был переходный этап от традиционного барокко к рококо. Стиль получил свое название, поскольку пришелся на время регентства Филлипа Орлеанского при молодом короле Людовике XV.
В основном, каких-то характерных особенностей, присущих именно стилю регентства, нет. Мебель этой эпохи можно причислить, как и к отходящему барокко, так и к зарождающемуся рококо.
Стиль регентства пронизан утонченностью и интимностью, “большой стиль” планомерно оставляет свои позиции. Мебель настроена на интимную атмосферу и “галантные празднества”. Мебель играет второстепенную роль, будучи подчиненной развитому убранству стен и потолков.
Стиль регентства в первую очередь отличался по характеру декорирования изделий. Форма мебели стала несколько более свободной, а формы – динамичнее. Уже известными ранее мотивами для орнаментов регентства были те же гротески, ленты и прихотливые завитки, но регентство вносит новшества в современную орнаментику: появляются восточные мотивы китайская пагода, зонтик, веер, стилизованный пальмовый лист. Раковина, известная нам ранее, теперь приобретает самые изощренные формы, тяготеющие к рококо.
Во времена регентства мебельщики обращают больше внимания на экзотические породы дерева. Особенно эффектно выглядели предметы, отделанные черной полированной фанеровкой и бронзовыми накладками. Решения консолей и замысловатые силуэты являются порождением необузданной фантазии. Кровать, хоть теперь и “полубалдахинная”, все еще прочно играет важную роль в обстановке.
Стулья и кресла претерпевают небольшие изменения. Особенно своеобразны по художественным решениям – ножки стульев, кресел и столов. Их ножки причудливо выполнены. Гнутые или точеные в виде балясин. Они обычно обильно украшаются масками, стилизованными листьями или женскими головами. Проножки так же приобретают замысловатые формы. Любимой мебельной формой становится комод, что, в принципе, понятно. Можно только представить себе изящный по линиям, с нарядной резьбой, комод с тремя выдвижными ящиками, стоящий на нескольких изысканных тонких высоких ножках, и сразу хочется запереть в нем что-нибудь важное и сокровенное.
В формах мебели для сидения по-прежнему доминирует представительное кресло. Общие формы претерпевают изменение в эпоху регентства. Прямоугольные линии сменяются округлыми, входит в обиход появившийся в древности но забытый “шезлонг” – то есть длинный стул. В обиходе появляются каминные экраны. Это была не только важная, но и функциональная часть интерьера, которая отличалась большим разнообразием интерьеров.
В эпоху регентства барочный стиль приобретал изменения. Они происходили весьма плавно, приближаясь к более утонченному и замысловатому. Орнаменты барокко – волюты, листы аканта, ленточное переплетение – становятся легкими и воздушными. Поверхности обильно членятся рамками с закругленными углами, осваивается техника украшения ромбовидным орнаментом. Со времен регентства каждый дворянин тоже мог обставлять свой дом или виллу современной мебелью в соответствии с модными течениями.

 

Французское барокко. Стиль рококо

Стиль рококо пришелся на период с 1720 по 1765 год XVIII века, время правления Людовика XV. Стиль рококо вошел в историю как логическое завершение стиля барокко, предпоследний “французский королевский стиль”. Для современных людей стиль рококо прежде всего ассоциируется с богатой резьбой, вычурными орнаментами: цветочными гирляндами, изгибистыми стеблями, причудливыми лепестками, раковинами и пр.
Эпоха рококо была эпохой правления Людовика XV, во время которого Франция развивалась очень бурно с экономической точки зрения. Рост богатства аристократических кругов населения приводит к соответствующей тяге к роскошному. Рококо – это прежде всего стиль придворных и аристократов. Рококо – стиль, который подчинен культу изящества, нежности и изысканности.
Поскольку появились новые типы помещений, такие как интимные кабинеты, будуары, появилась необходимость их оформлять. Эпоха рококо – это эпоха доведенной до предела утонченности. Обилие зеркал, буйно стелющаяся по стенам лепнина, позолота визуально разрушают пространственную структуру помещения. Колонны и пилястры заменяются на единственную в своем роде капризно изогнутую рамку, которая теперь служит архитектурным украшением.
В эпоху рококо стиль оформления жилых помещений поразительно соответствовал характеру жизненного уклада. Жизнь, беззаботная, похожая на беспрерывный маскарад, сосредоточена вокруг женщин. Модные тенденции исходят от фавориток короля.
Влияние Востока, особенно Китая, в рококо усиливается. Модным становятся утонченные формы, покрытые легким и тонким декором изделия китайских мастеров. Китайский фарфор логично вписывается в интерьер в мелочах виде легких акцентов. Будуары и салоны эпохи рококо отличаются обилием меблировки, в которой сочеталась утонченность, элегантность и изнеженность. Цветовая гамма насыщена пастельными тонами, а наиболее модные сочетания – белый и розовый, белый и голубой, или белый и зеленый, с обязательным добавлением золотых деталей.
Камин встраивается в жилище как центральный мотив убранства. Камин эпохи рококо обычно невысокий, с мраморным навершием. На камине могли стоять канделябры или часы, остальная же часть стены украшалась зеркалом, оправленным в роскошную раму.
Эпоха рококо формирует представление об интерьере как о целостном ансамбле. Стиль Рококо воплотил в себе искусство придворно-аристократических кругов. Мастера стараются добиться полного единства стиля всех компонентов интерьера.
Все новое, что появилось в эпоху регентства, было развито при рококо. Филенки, покрытые лёгким неглубоким резным орнаментом. Широко используется бронзовое литье и чеканка. В эпоху рококо перед мастерами ставилась единая цель – мебель должна быть удобной женщине, с ее культурными манерами. В эту эпоху царил культ женщины. Поклонение женщины сказалось больше всего на характере мебели. И так утонченная барочная мебель становится еще более изысканной, формы становятся еще более плавными, нежели в сдержанном барокко. Но меняется не только форма предметов, так же появляются и новые предметы интерьера. Эти предметы мебели были в основном предназначены для жизни представительниц прекрасного пола. Это была всевозможная мебель для сидения: канапе (соединенные воедино два-три кресла), шезлонги, бержеры (глубокие кресла). А так же предметы мебели для хранения “женских штучек”. Обобщая, можно выделить несколько схожих черт во всей мебели рококо. Она была элегантной, легкой, дорого отделанной, гармоничной по цвету и замечательно отвечала интересам женщины.