Французское барокко. Стиль рококо
Стиль рококо пришелся на период с 1720 по 1765 год XVIII века, время правления Людовика XV. Стиль рококо вошел в историю как логическое завершение стиля барокко, предпоследний “французский королевский стиль”. Для современных людей стиль рококо прежде всего ассоциируется с богатой резьбой, вычурными орнаментами: цветочными гирляндами, изгибистыми стеблями, причудливыми лепестками, раковинами и пр.
Эпоха рококо была эпохой правления Людовика XV, во время которого Франция развивалась очень бурно с экономической точки зрения. Рост богатства аристократических кругов населения приводит к соответствующей тяге к роскошному. Рококо – это прежде всего стиль придворных и аристократов. Рококо – стиль, который подчинен культу изящества, нежности и изысканности.
Поскольку появились новые типы помещений, такие как интимные кабинеты, будуары, появилась необходимость их оформлять. Эпоха рококо – это эпоха доведенной до предела утонченности. Обилие зеркал, буйно стелющаяся по стенам лепнина, позолота визуально разрушают пространственную структуру помещения. Колонны и пилястры заменяются на единственную в своем роде капризно изогнутую рамку, которая теперь служит архитектурным украшением.
В эпоху рококо стиль оформления жилых помещений поразительно соответствовал характеру жизненного уклада. Жизнь, беззаботная, похожая на беспрерывный маскарад, сосредоточена вокруг женщин. Модные тенденции исходят от фавориток короля.
Влияние Востока, особенно Китая, в рококо усиливается. Модным становятся утонченные формы, покрытые легким и тонким декором изделия китайских мастеров. Китайский фарфор логично вписывается в интерьер в мелочах виде легких акцентов. Будуары и салоны эпохи рококо отличаются обилием меблировки, в которой сочеталась утонченность, элегантность и изнеженность. Цветовая гамма насыщена пастельными тонами, а наиболее модные сочетания – белый и розовый, белый и голубой, или белый и зеленый, с обязательным добавлением золотых деталей.
Камин встраивается в жилище как центральный мотив убранства. Камин эпохи рококо обычно невысокий, с мраморным навершием. На камине могли стоять канделябры или часы, остальная же часть стены украшалась зеркалом, оправленным в роскошную раму.
Эпоха рококо формирует представление об интерьере как о целостном ансамбле. Стиль Рококо воплотил в себе искусство придворно-аристократических кругов. Мастера стараются добиться полного единства стиля всех компонентов интерьера.
Все новое, что появилось в эпоху регентства, было развито при рококо. Филенки, покрытые лёгким неглубоким резным орнаментом. Широко используется бронзовое литье и чеканка. В эпоху рококо перед мастерами ставилась единая цель – мебель должна быть удобной женщине, с ее культурными манерами. В эту эпоху царил культ женщины. Поклонение женщины сказалось больше всего на характере мебели. И так утонченная барочная мебель становится еще более изысканной, формы становятся еще более плавными, нежели в сдержанном барокко. Но меняется не только форма предметов, так же появляются и новые предметы интерьера. Эти предметы мебели были в основном предназначены для жизни представительниц прекрасного пола. Это была всевозможная мебель для сидения: канапе (соединенные воедино два-три кресла), шезлонги, бержеры (глубокие кресла). А так же предметы мебели для хранения “женских штучек”. Обобщая, можно выделить несколько схожих черт во всей мебели рококо. Она была элегантной, легкой, дорого отделанной, гармоничной по цвету и замечательно отвечала интересам женщины.