Шпон и его использование в реставрации мебели.

Шпон — (образовано от немецкого der Span (Spon) – это тонкие листы древесины, которые изготавливаются различными методами: строганием, пилением или лущением. Для этого используются, шпонострогальные станки, фанеропильные станки (или лесопильные горизонтальные рамы) и лущильные станки. Сырьем служат бруски древесины или короткие бревна (в случае лущения). Строганый шпон имеет толщину от 0,2 до 5 мм и производится из древесины ценных пород дерева, имющей красивую текстуру. Это дуб, бук, акация, орех, красное дерево, карельская береза, ясень, вяз, тис и другие. Для разных пород дерева выбирается разное направление строгания, в зависимости от эффектности природного древесного узора. В результате получают тангентальный, радиально-тангентальный, тангентально-торцовый и радиальный шпон. Для того, чтобы листы шпона можно было легко подобрать впоследствии по узору, последовательно состроганные с одного бруска листы упаковывают по порядку.

образцы шпонаПиленый шпон, имеющий толщину от 1 до 10 мм, изготавливается из древесины хвойных пород: пихты, кедра, ели. Такой шпон имеет особенно высокое качество и может применяться, в частности, для производства дек скрипок и других струнных музыкальных инструментов. Однако при изготовлении пиленого шпона большое количество древесины уходит на опилки.

Лущеный шпон (толщина 0,1 – 10 мм) — это самый распространенный вид шпона. Производится он из таких пород древесины, как ольха, береза, сосна, дуб и др. Является самым дешёвым и доступным для потребителя. Технология его изготовления проста – тонкая «луста», похожая на стружку, снимается с полена вкруговую. Это позволяет из одного чурбака снять максимум годной для шпонирования древесины.

На сегодняшний день, особую популярность приобрела технология файн-лайн (от английского fine-line) – производство так называемого реконструированного шпона.

Внешне шпон файнлайн выглядит как высококачественная имитация ценных пород дерева и производится из натуральной древесины. В основе шпона файн лайн – тончайшие слои натурального дерева, которые прокрашиваются по отдельности и склеиваются между собой. Технология файнлайн позволяет имитировать древесину самых разнообразных пород и практически любого цвета.
Особую проблему в реставрации антикварной мебели  представляет замена старой облицовки. В XVIII-XIX вв. для облицовки использовали пиленый шпон толщиной 1.5…3 мм.В XVIII в. его получали распиливанием вертикально поставленного бревна или бруса на тонкие пластинки вручную пилой, напоминающей лучковую. В XIX в.для этой цели применяли специальные ленточнопильные станки. В настоящее время шпон получают строганием или лущением. Древесину предварительнопропаривают или проваривают, чтобы резание было более легким. При этом цветее меняется – становится более темным. Толщина строганого шпона (который преимущественно используется) – 0,6…1 мм, причем строганый шпон ценныхпород имеет толщину 0,6…0,8 мм, т. е. значительно тоньше старого пиленого шпона.
шпонОбычно реставраторы, используя строганый шпон для ремонта старой облицовки, склеивают его в несколько слоев или наклеивают на лущеный шпон для компенсации разницы в толщине. В некоторых случаях, если для восполнения утрат требуются пластинки шпона небольших размеров, их выпиливают вручную из массива нужной породы, как это делали в старину.Иногда для ремонта особо ответственных фасадных поверхностей используют
старую облицовку, взятую с другого места (задней или внутренней части изделия), а на это место наклеивают новый шпон. Однако это является
значительным вмешательством в исторический памятник и такой прием должен быть тщательно обдуман и обоснован.
рулоны шпонаВ мебели XVIII и XIX вв. для облицовывания и мозаичных наборов нередко применяли привозную древесину экзотических пород (красное дерево из Африки
и Южной Америки, розовое – из Южной Америки и Индии, бразильское фиалковое дерево, южно-американский палисандр и др.).
Найти древесину нужной породы с подходящей текстурой и цветом – задача трудная и не всегда разрешимая. Иноземные, а также отечественные ценныепороды, такие, как клен “птичий глаз”, карельская береза, наплывы тополя,
ореха, березы, применявшиеся ранее для изготовления мебели в виде массива или пиленого шпона, теперь стали большой редкостью, поэтому приходится
прибегать к их имитации. При имитации одной породы под другую необходимо подбирать древесину, близкую к имитируемой не только по внешним признакам
(текстуре, цвету), но и главным образом по таким свойствам, как плотность,степень усушки, склонность к растрескиванию и короблению.