Стиль классицизм
Во второй половине XVIII в. стиль рококо уже исчерпал свои возможности и идёт на спад. Под влиянием идей просвещения усилился всеобщий интерес к античности. На смену рококо пришёл классицизм с его идеалом простых и строгих, логично организованных предметных форм. Классицизм занимает во многих вопросах искусства противоположную позицию по отношению к рококо. В основе эстетики классицизма лежат принципы рационализма, которые соответствовали философским идеалам нарождающейся эпохи просвещения. Эти принципы определяли взгляд на художественное произведение как на сознательно сотворенное, логически и разумно построенное, ясное и стройное искусственное целое. На формирование этого стиля большое влияние оказали раскопки, начавшиеся в XVIII в., городов Геркуланума и Помпей, а также планомерное изучение античного искусства. Например, толчком к началу перемен послужили такие публикации как собрание рисунков римских терм Палладио, изданное еще в 1730 г. Излишнюю вычурность декоративных элементов стиля рококо сменяет строгая симметрия и упорядоченность классических форм. Эти формы, появившись сначала в архитектуре, проникают и в декоративно-прикладное искусство и производство мебели.
Объёмно-пространственная структура возводимых зданий в эту эпоху подчиняется строгим правилам своей организации. Здесь всегда композиционно подчёркивается ось симметрии, горизонталь господствует над вертикалью, соблюдаются принципы архитектоничности, которым следовали зодчие итальянского Возрождения А. Палладио, С. Серлио, Дж.Б. да Виньола, т.е. ясной читаемости общей структуры, пропорциональности элементов и их согласованности. Центральная ось здания проходит через парадный зал дворца или частного особняка, от которого расходятся анфилады других помещений. Центральная ось здания как бы проявляется на фасаде треугольным фронтоном портика. Динамичные формы орнамента рококо делаются более простыми и статичными уже к середине 60-х гг. Линии выпрямляются, стыки становятся все более ясными, начинает ощущаться разделение объекта на его составные элементы. На стенах помещений в строгом ритмическом порядке появляется классический орнамент из меандров, акантовых листьев, гирлянд, перевязанных лентами, медальонов, розеток и других элементов. Архитектурные тяги и карнизы делаются более тонкими и плоскими. Плоскости стен расчленяются пилястрами на отдельные орнаментальные панно, заключенные в рамки. Стены выдерживаются в строгой колористической гамме и в некоторых случаях имеют в качестве акцента рельефный медальон, розетку или виньетку. Стукковый декор и роспись повторяют сюжеты, почерпнутые из росписей Геркуланума и Помпей. Например, бордюры украшались фигурками сфинксов, львов, лебедей, дельфинов, стилизованных растений и др. Стены помещений украшались также т.н. «героическими пейзажами» с изображениями идеальной природы, весьма популярными еще с XVII в. В нишах и арочных проёмах выставлялась античная скульптура.
В интерьерах классицизма снова возрождаются принципы архитектонического решения стен и потолков. После слитности рококо, когда переход одного конструктивного элемента к другому был почти незаметен, формы отдельных предметов теперь имеют ясные гармоничные пропорции, а конструктивный принцип сложения их элементов вновь подчёркивается. Этой цели служит и декор, который повторяет очертания поверхности предмета и располагается в границах тех или иных конструктивных членений. В объектах мебели, например, стыки конструктивных элементов акцентируются. Особенно это заметно в мебели для сидения. Если для предыдущего периода характерным является пластичный переход рамы сиденья, корпуса комода или шкафа в изогнутые ножки, когда мебельный объект производит впечатление единого объёма, отлитого из какого-то пластичного материала, то в мебели классицизма их опорные части, имеющие в начальный период классицизма легкий изгиб, выпрямляются и делаются в форме небольших, суживающихся книзу колонн, круглых или квадратных в сечении и имеющих каннелюры. Стык ножки и рамы сиденья акцентируется и выполняется в виде кубика, украшенного розетками. Нечто подобное существует в классической архитектуре, где на стыке балки архитрава и колонны ставилась капитель. Спинка почти всегда теперь отделяется от сиденья и получает свою самостоятельную форму. Локотники также отделяются от сиденья и выпрямляются. Створки дверок шкафов и письменных столов, ящики столов и комодов чётко выделяются, их очертания теперь не теряются в декоративном убранстве, как это было во времена рококо.
Посуда в эпоху классицизма начинает приобретать строгие очертания. В её форме ясно просматриваются основные структурные элементы. Например, декоративные вазы опять получили традиционные классические формы с ясно очерченным основанием, туловом, шейкой и ручками. Потеря слитности основных формообразующих элементов в каком-либо предмете, тем не менее, не разрушала единства и целостности внешней формы, только эта целостность строилась теперь на иных принципах – не на слитности, а на сопоставлении элементов. По сравнению с рококо у классицизма теперь другое отношение не только к композиционному формообразованию, но и к материалу. Материалу стали возвращать природные качества. Деревянные части мебели стали меньше красить или золотить, а естественная красота текстуры дерева оттеняется теперь бронзовыми и керамическими накладками. В это время изменения коснулись и одежды. Она становится несравненно скромнее. Нет париков, расшитых камзолов, фижм, обилия кружев и богатых застёжек – простота кроя одежды, её больший демократизм подчёркивают её стилистическую связь с новым обликом интерьера и его элементами. Влияние французской культуры на художественную жизнь Западной Европы было решающим вплоть до конца XVIII в. Но с этого времени на авансцену истории выдвинулась Англия, в которой раньше других стран произошла промышленная революция, весьма решительно повлиявшая на все изменения в общественной жизни страны. Именно в это время наметился отход от дворцовой уникальности, а ремесленная и промышленная продукция, основанная на использовании новых технологий, последних изобретений и научных открытий, стала еще более массовой.
Французская мебель классицизма. Стиль Людовика XVI
Во Франции классицизмом называют «стиль Людовика XVI», ставший последним в череде т.н. «королевских стилей», которые активно влияли на все области искусства. Этот стиль окончательно устанавливается приблизительно к 1770 г. и достигает своей зрелости при Людовике XVI (1754–1793 гг.) в период 1774–1789 гг. Зарождение нового стиля произошло еще в годы правления Людовика XV, а активным проводником нового направления в искусстве была всесильная фаворитка короля мадам Помпадур. Идеи нового стиля – «а la grecque» (т.е. «в античном, греческом духе») – стали тогда быстро распространяться, а личные вкусы уже другого короля – Людовика XVI – оказали значительное влияние на формирование стиля и его развитие. Другим важным фактором, который содействовал победе более демократичного по духу классицизирующего стиля, было плохое экономическое положение страны, которое сложилось в конце правления Людовика XV. И хотя этот новый стиль продолжал оставаться формально придворно-аристократическим, но в нём уже было много буржуазных черт. Своеобразная замена античными формами пышных форм барокко и рококо стала одним из признаков надвигающейся буржуазной революции. Просвещённое общество того времени считало образцом государственного устройства древне-римскую республику, поэтому классицизм, искусство которого основывалось на художественных традициях и принципах античности, стал выразителем революционных настроений.
Уже к середине 60-х гг. XVIII в. (после окончания Семилетней войны, приблизительно в 1765 г.) убранство интерьеров, формы мебели и ее украшения становятся более строгими и простыми. Но резкого поворота к новому стилю еще нет. Во времена рококо архитекторы и декораторы добивались того, что даже большое помещение производило впечатление интимного будуара, а в новую эпоху те же специалисты стремятся достичь обратного эффекта. Например, в интерьерах покоев Людовика XVI в Версале создавалась иллюзия большого пространства не зависимо от истинных размеров помещения. Декорировка сводится к самому необходимому. Вместо сложной стукковой лепнины, которая делалась еще совсем недавно, здесь появились строгие медальоны с античными профилями, выполненные из мрамора, полуколонны, пилястры и т.п. Предметов мебели здесь немного, их формы просты и зрительно устойчивы. На последнем этапе развития стиля классицизма мебель принимает прямоугольные очертания и энергичные ясные членения своих форм. Самый характерный признак этого стиля, который достиг своего развития и зрелости в период 1774–1789 гг., – ясно выраженная конструкция. В мебели стиля Людовика XVI все места скрепления элементов и опорные части выявлены и подчеркнуты, их функции проявлены во внешней форме. Горизонтальные и вертикальные элементы чётко и ясно видны. Всё это делается в противовес стилю рококо, в котором места скреплений отдельных частей замаскированы резьбой, бронзовыми накладками, фанеровкой и другими приёмами декорировки.
Волнообразные поверхности мебельных объектов исчезают, ножки выпрямляются, в декор вводится известный набор античных орнаментальных мотивов (дубовых и лавровых гирлянд, меандров, акантов и др.), гирлянды из натуралистически трактованных цветов и ветвей, которые на одинаковых расстояниях как бы перевязаны бантами, обивочные гвозди с большими золочёными шляпками, античные букрании, букеты цветов на длинных лентах. Теперь главенствуют прямой угол и чётко выраженная плоскость. Мебель для сидения стиля Людовика XVI, которая включает табуреты с крестообразными ножками, стулья, кресла и диваны, имеет простые ясные формы. Ножки стульев, кресел и диванов, еще имеющие на раннем этапе классицизма лёгкий и грациозный изгиб, теперь выпрямляются и делаются в виде тонкой суживающейся к низу колонки, которая имеет круглое или четырёхгранное поперечное сечение. Ножки покрываются сверху донизу, а иногда только в нижней части, каннелюрами и украшаются бронзовыми тонкими гирляндами. Верхняя часть ножек в месте их крепления к раме сиденья утолщается и делается в форме кубика, украшенного с двух сторон маленькими резными розетками, напоминающего капитель колонны. На концах локотников, а иногда и на поддерживающих их стойках, делаются волюты с акантовыми листьями. Широкое распространение получают несколько типов стульев и кресел. Один тип имеет овальную спинку (т.н. «медальон»), которая вверху украшается гирляндой, спадающей на обе её стороны, или завитком. Другой тип имеет четырёхугольную спинку с возвышающейся средней частью и со срезанными по вогнутой дуге верхними углами, украшенными резными шишками, напоминающими античный мотив – шишки пинии (средиземноморской сосны). Все деревянные части стула или кресла покрыты резьбой низкого рельефа в виде рядов бус, акантовых листьев, иоников, меандров, лавровых или дубовых гирлянд и других декоративных элементов, которые берутся из арсенала античного искусства. Мебель для сидения, по-прежнему имея резной декор, все реже золотится, а если окрашивается, то лишь в светлые тона: белый, светло-голубой и светло-серый, фисташковый. Обивка делается из штучных тканей, выполненных на мануфактурах Гобеленов и Бовэ. Применяется вышивка в виде букетов полевых цветов, пасторалей и др., в моде китайские шёлковые ткани. Но преобладают светлые шелковые ткани с вертикальными полосами, перевитыми гирляндами и букетами мелких цветов.
Типы корпусной мебели в этом стиле весьма разнообразны. Широкое распространение получили различные шкафы, угловые шкафчики, этажерки, комоды, кабинеты, секретеры, в т.ч. дамские. Комоды утрачивают волнообразные линии и распухшие формы, ножки делаются низкими или высокими в зависимости от объёма корпуса и количества выдвижных ящиков. Ножки на раннем этапе классицизма имеют слегка изогнутую форму, затем форму резных вертикальных балясин. Корпус получает ровные прямолинейные карнизы и другие горизонтальные тяги. Иногда комоды надстраивались полками – получался мебельный комбинированный объект в виде этажерки (commode-etagere). В это время делается большое количество разнообразных типов столов: письменных, обеденных, в т.ч. столов для завтрака с двумя столешницами, расположенными одна над другой, дамских бюро, бюро-цилиндров, рабочих столиков, в т.ч. столов для рукоделия, карточных столов, туалетных столиков с поворотным зеркалом псише, столов-консолей, столов-жардиньерок, ширм в стиле шинуазери и др. Распространяется мебель небольших размеров, декор которой согласуется с деревянной обшивкой стен. Такая мебель украшается плоской резьбой, которая иногда золотится или покрывается белой краской под лак. Встречается мебель, покрытая чёрным лаком и бронзовыми накладками. В основном все бронзовые украшения, выполненные в низком рельефе, повторяют формы античных орнаментации: ветви аканта, лавровые листья, меандры, гирлянды, петли, венки, сплетённые из мелких полевых цветов, и др. Центральные филёнки шкафов или комодов украшаются медальонами из золоченой бронзы с барельефами, как бы подвешенными на широких лентах. В начальных период классицизма в бронзовых украшениях встречаются декоративные элементы стиля рококо. Например, рядом с витыми шнурками, переплетениями (торсадами) и другими прямолинейными обрамлениями плоскостей, выполненных в новом стиле, встречаются изогнутые листья осоки, женские фигурки и т.п. Для фанерования мебельных объектов применяется красное дерево, а также атласное, розовое, лимонное, тюльпанное и др. породы. Между отдельными элементами узора, который выполняется в технике маркетри, делается более тёмное контурное обрамление. Для этого используются тёмные породы дерева: чёрное (эбеновое), палисандр, туя. В декорировке мебели для женских комнат часто делаются, вместо бронзовых накладок, накладки из расписного севрского фарфора или белого бисквита, украшенные скульптурными рельефами на мифологические темы на голубом фоне.
Кровати в это время постепенно лишаются колонн, балдахинов и пологов. Спинки делаются прямоугольными. Большое распространение получают кровати с одинаковыми головными и ножными спинками. Замечательным мастером-мебельщиком, одним из создателей стиля классицизм в мебели, был Ж. Ризенер (1725–1806 гг.), который прославился еще в 1769 г., когда создал знаменитое бюро-цилиндр для Людовика XV. Бюро такого типа становится в эту эпоху одной из излюбленных мебельных форм. Считается, что Ризенер первым во Франции ввел в моду красное дерево. Красивую текстуру красного дерева, которым фанеровался какой-либо мебельный объект, мастер оттенял изящными бронзовыми накладками в виде гирлянд, сплетённых из гвоздик и роз. В более позднее время он делает весьма изысканные по форме и декору секретеры в виде узкого шкафчика с откидной передней столешницей. Другим известным мебельщиком этой эпохи, который с 1784 г. стал придворным поставщиком, был Ж. Бенеман. Он также использует красное дерево с позолоченной бронзой, из которой выполняются барельефы, пилястры, фризы с трофеями и античными сценами. Некоторые свои мебельные объекты он украшает фарфоровыми или керамическими плакетками с белыми фигурами на голубом фоне. Ж. Жакоб (1739–1814 гг.), который получил звание мастера в 1765 г., прославился своими резными и золочёными креслами и стульями. Именно он ввёл в употребление почти обязательный мотив украшения места крепления ножки к обвязи сиденья в виде кубика с резными розетками. Работы Ж. Жакоба наибольшее распространение получили в более позднее время, т.е. в период консульства, директории и, особенно, ампира. Замечательные образцы мебельного искусства в стиле классицизма создает Д. Рентген, который прославился именно в эту эпоху. Особенно хороша его корпусная мебель, столы-бюро и др. Наиболее известными бронзовщиками эпохи классицизма во Франции были скульптор Клод Мишель (Клодион) (1738–1814 гг.) и Ж. Каффиери (1715-1792 гг.).
Французское влияние коснулось и Италии, где классицизм в мебели имел некоторые свои отличительные признаки, связанные с традициями итальянского Возрождения. Корпусная мебель, в первую очередь шкафы и комоды, обильно украшались маркетри, в технике которого выполнялась различная орнаментация в виде гирлянд, розеток, пальметт, завитков аканта, гротесков и, особенно, канделябров. Для комодов, изготовленных в Милане, например, весьма характерным является изображение круглых медальонов с профильным изображением головы. Обработка поверхности некоторых элементов корпуса мебельного объекта мастикой также является отличительным признаком отделки итальянских комодов. Плоские деревянные столешницы комодов украшаются маркетри. В некоторых комодах столешницы делаются мраморными, иногда имеющими рисунок в виде набора из разноцветных кусочков мрамора. Итальянские столы достаточно строги по формам, но имеют хорошо профилированные резные ножки, сужающиеся книзу, часто обработанные каннелюрами, резное подстолье, украшенное розетками, античным орнаментом и рельефными масками, которые золотятся, а также деревянные или мраморные наборные столешницы.
Русская мебель классицизма. Екатерининский классицизм
Эпоха классицизма в России приходится на время правления Екатерины II (1762–1796 гг.).Екатерининский классицизм был ранним русским классицизмом (его еще называют «переходным стилем»), в котором сохранились некоторые черты «расстреллиевского барокко», «елизаветинского рококо», французского стиля Людовика XVI и античных мотивов Ч. Камерона. Этот русский классицизм характерен своей камерностью, изяществом, лёгкостью и некоторой «неразвитостью» форм, которая всегда свойственна ранним этапам развития тех или иных художественных стилей. Например, для первых лет правления Екатерины II в убранстве интерьеров характерны стилевые мотивы пышных форм барокко (школа Растрелли). Такова спальня с большим альковом в Царскосельском дворце, которая имеет скульптурные группы амуров, вазы и картуши в верхней части стен и сильно выступающие парные колонны, перевитые гирляндами цветов. А уже в конце XVIII в. зал арабесок декорируется в строгом соответствии с классическими формами, которые используют повсеместно Дж. Кваренги и Ч. Камерон, который был вызван Екатериной в Россию из Италии, где он изучал римские термы. Интерьер голубой гостиной в Екатерининском дворце в Царском селе. Ч.Камерон.
Для графа Орлова в 1768–1785 гг. А. Ринальди строит мраморный дворец – выдающийся образец русского классицизма. Ю. Фельтен создает ещё один шедевр екатерининского классицизма – решетку Летнего сада и гранитные набережные Невы. Ч. Камерон сооружает знаменитую «Камеронову галерею» в Царском селе, а Э.-И. Фальконе проектирует памятник Петру I «Медный всадник».
В первой четверти XVIII в. меблировка русских жилищ была весьма скудной. Возникает потребность в закупке мебели и притоке иностранных мебельных мастеров. Вместе с закупками развивается и отечественное производство мебели. Вначале мебель еще находится под сильным влиянием предшествующего стиля рококо. Во времена Екатерины II, которая стремилась восполнить недостаток в мебели, происходила смена стиля в направлении к классицизму. Образцами для русской мебели стали французские мебельные объекты. Однако создаваемые вновь изделия получались весьма массивными, с большим запасом материала. В мебели для сидения конца екатерининского времени ножки стульев и кресел и боковые стойки спинок приобретают характерную форму пучков стрел или античных колчанов, перевитых ленточками. Верх спинок и рамы сидений украшаются венками и гирляндами, также перевитыми ленточками. Стойки локотников по форме напоминают стойки кресел стиля Людовика XVI. Спинки стульев и кресел имеют характерный полукруглый изгиб. Обивка дворцовой мебели выполняется штучными тканями. Такой же характер украшений и обивку имеют диваны того времени. Мебель для сидения золотится или красится в светлые тона: белый, светло-зелёный, светло-голубой, светло-розовый. Текстуры дерева здесь почти не видно.
Русский двор не хотел уступать в роскоши и богатстве королевским дворам других европейских стран. Для того времени характерны крупные российские заказы западноевропейской мебели. Дорогую мебель со сложными механизмами поставлял в Россию Д. Рентген, который имел мастерскую в Нейвиде. Он делал мебель на заказ, а также привозил готовую продукцию своей мастерской. Его мебель во многом определила пути развития мебели русского классицизма. Выполненная им мебель была различной по форме и декору. Например, некоторые его мебельные объекты имели крупные масштабы и обилие архитектурных шаблонов (колонн, пилястр, балюстрад, карнизов и т.д.). Как правило, такие объекты снабжались весьма сложными техническими устройствами. Для других его мебельных объектов характерным является скромный декор, простота и ясность конструкции. Кроме Д. Рентгена для дворцов русской аристократии мебель делали известные французские мастера Ж. Ризенер, Ж. Жакоб, Ж. Бенеман и др. Как пример можно привести прекрасно выполненное бюро-цилиндр Ризенера, которое хранится в Государственном Эрмитаже. К концу XVIII в. в России уже действуют собственные мебельные производства Г. Гамбса, А. Тура и И. Шарлеманя, которые выпускают роскошную продукцию. Самое большое количество мебели для двора и аристократии поставляет фирма «Отто и Гамбс», которая делает разнообразные комоды, столы, бюро, мебель для сидения и др. Генрих Гамбс, который был учеником прославленного мебельщика Д. Рентгена, приехал в Петербург в 90-х гг. XVIII в., а в 1795 г. совместно с австрийским купцом И. Отто основал мебельную фабрику и открыл на Невском проспекте мебельный салон.
Особой популярностью пользовалась мебель, декорированная в технике «эгломизе» (по имени ее изобретателя – французского художника). На мебели Гамбса делались специальные вставки из стекла. Такое стекло, чаще всего цветное, предварительно расписывалось, а затем под него подводилась зеркальная амальгама. В этой технике на западе обычно украшались лишь мелкие предметы (коробочки, шкатулки, табакерки и т.п.), однако в России так стали украшать большие бюро, напольные часы, столы и другие предметы. Мебель Г. Гамбса, благодаря оригинальности своих форм и конструкции, прочности и красоте, имела большую популярность в России, ей стали даже подражать другие отечественные мебельщики. Такой мебелью обставляли не только дворцовые помещения, но и городские частные дома и дворянские усадьбы. Оригинальную мебель проектировали многие известные архитекторы, создававшие в эту эпоху и дворцовые ансамбли, и интерьеры. По чертежам В. Растрелли, В. Бренна, Ч. Камерона, Дж. Кваренги и др. русские мастера выполняли прекрасные мебельные гарнитуры для обстановки спроектированных интерьеров. Великолепным образцом мебельного искусства и работы русских резчиков могут служить стулья и кресла из Китайского зала Царскосельского дворца работы И. Шарлеманя по рисунку Ч. Камерона. В этот период русские мастера весьма хорошо освоили технику маркетри. Мебельщик X. Мейер выполняет заказы на создание разнообразных шкафов, ломберных столов, угловых диванов и других объектов, украшенных изысканным мозаичным набором в виде геометрических или цветочных узоров из тонко подобранных по цвету и текстуре кусочков дерева различных пород.
Во второй половине XVIII в. наличие собственных мастеров-мебельщиков почти в каждом имении позволяет создавать мебель в соответствии с тем или иным функциональным процессом и личными вкусами хозяев, т.е. происходит дальнейшая дифференциация мебели по ее назначению. На протяжении всего периода мебель екатерининского классицизма сохраняет лёгкость и стройность форм, присущую рококо. В первую очередь это достигается за счёт хороших пропорций основных формообразующих элементов мебельного объекта, а также тонких, украшенных каннелюрами, сужающихся книзу ножек стульев, кресел, диванов и комодов. В это время меняются приёмы нанесения резьбы – она делается менее пышной и располагается, в основном, в местах конструктивного соединения отдельных элементов. Мебель екатерининского классицизма можно подразделить на несколько основных типов относительно приемов её декорировки. Например, мебель, которая имела резьбу, окрашивалась и золотилась. В некоторых случаях выступающие части и углубления резного декора окрашивались в разные цвета, которые имели гармоничную связь друг с другом и цветом окраски всего предмета, служащего как бы общим фоном. В пределах одного гарнитура разные мебельные объекты могли иметь разную, но гармонично согласованную окраску. Обивка мягкой мебели из одного гарнитура могла быть разной по рисунку на разных объектах, но цветовая гамма при этом сохранялась. С помощью росписи на мебели изображались вазы, гирлянды, букеты цветов, архитектурные шаблоны. Иногда появлялись изображения различных мифологических персонажей, выполненные золотой краской по синему фону. В последней трети XVIII в. в декоре русской мебели резьба занимает основное место. Резной орнамент, розетки, венки и т.п. всегда располагаются на мебельном объекте в точном соответствии с тектоническим строением его формы. В конце века на столах появляются столешницы, выполненные из мрамора или цветного камня. В качестве примера можно привести великолепную резную мебель Останкинского дворца-музея, которая была создана русскими мастерами И. Мочалиным, Я. Дунаевым, Г. Немцовым и Ф. Пряхиным.
Другой тип русской декорировки мебели – мозаичный набор. Маркетри, в основном, делалось несложным, из светлых и тёмных пород дерева «в шашку», «в ёлочку», «полосками», «ромбами» и т.п. Однако выполнялся и более сложный и изысканный набор, как, например, на мебельных объектах, созданных Н. Васильевым – крепостным мебельщиком П.Б. Шереметева. В 90-х гг. XVIII в. мебельщики начинают использовать новый материал, открытый русскими мастерами и не известный на Западе – карельскую березу и кап. Считается, что этот материал ввел в обиход князь П.В. Мещерский, который имел в г. Курске свою столярную мастерскую. Но в последнее десятилетие XVIII в. во времена правления Павла I, как переходного стилевого этапа от екатерининского классицизма к александровскому ампиру, карельская береза использовалась в маркетри лишь в качестве фона. Фанеровка больших плоскостей карельской березой характерна для русской мебели уже XIX в. Существовал ещё один способ достижения высокого декоративного эффекта создаваемой мебели, в большом количестве изготавливаемой в конце правления Екатерины П. Такую мебель отличали большая строгость классического стиля, сокращение орнаментации, почти полное отсутствие резьбы, позолоты и окраски. Мебель создавалась из красного дерева (из массива или фанеровалась). Декоративный эффект достигался полировкой поверхностей красного дерева и небольшим количеством бронзовых или латунных полированных накладок, которые подчёркивали конструктивное строение мебельного объекта. Подобную мебель делали также из более дешёвых пород дерева, например, берёзы, а потом придавали ей с помощью специальных окрасок и лака вид дорогой мебели красного дерева.
В России создавалась уникальная в своем роде мебель из стали и бронзы. Еще в первой половине XVIII в. на Тульском оружейном заводе начали делать металлическую ажурную мебель с растительным орнаментом в стиле барокко. В конце века мастера Тульского завода создают, но уже в стиле русского классицизма, различные типы туалетных столов, стульев, кресел, скамеек, столов-подставок и др. Аналогов такой мебели в европейском мебелестроении не существовало. Например, туалетный стол и стул, хранящиеся в Павловском дворце-музее, выполнены из металла и украшены обработанными алмазной гранью нитями жемчужника. Спинка стула имеет овальную форму и поддерживается бронзовыми золочеными дельфинами. Такую же форму и такие же опоры имеет зеркало стола. Ножки стола и стула, украшенные золоченой бронзой, тонкие и суживающиеся книзу. Мебельные объекты кажутся легкими, стройными, но в то же время прочными и устойчивыми. Это впечатление еще более усиливается от контрастного сочетания черной окраски (воронения) основных частей мебельных объектов, блестящей полированной стали жемчужника, золоченых бронзовых гирлянд, розеток, профилей, опорных частей ножек, золотых насечек и др., хорошо спропорционированных и согласованных по пластике и расположенных в строгом соответствии с конструктивными членениями общей формы. История создания русской мебели начала и середины XVIII в. отражает, во-первых, процесс появления мебельных образцов, созданных иностранными мастерами или русскими мебельщиками на иностранный лад. Такой мебелью пользовались, в основном, царский двор и аристократия. И, во-вторых, создание основной массы традиционной мебели, используемой широкими слоями населения, которая повторяла стилевые черты прошлых эпох. Во времена екатерининского классицизма влияние западноевропейских мебельщиков на стилистику русской мебели становится весьма ощутимым.
Русская мебель классицизма продолжала изготавливаться и во времена царствования Павла I (1796–1801 гг.). Большинство т.н. «павловской мебели» было сделано русскими мастерами, которые обучались мебельному искусству у французских мебельщиков еще при Екатерине II. Эта мебель, по сравнению с концом предшествующего периода, делается более массивной, тяжёловесной и часто загромождается украшениями с более крупной и грубой профилировкой отдельных форм. В этот период вместо ореха и красного дерева при изготовлении мебели используются карельская и волнистая берёза и другие светлые породы дерева, на фоне которых весьма изысканно смотрятся прокладки и вставки из чёрного морёного дуба. Так делается мебель из красного дерева весьма простых прямолинейных очертаний в «стиле Жакоб», украшенная узкими штабиками из полированной меди или латуни, которые подчёркивают основные вертикальные или горизонтальные членения общей формы мебельного объекта. Наряду с французскими образцами русские мебельщики продолжают копировать английскую классическую мебель стилей Хеппльуайта и Шератона, внося при этом значительные изменения в её конструкцию, форму и декор украшений. Правление Павла I пришлось на период распространения в искусстве многих стран Европы романтических идей. Поэтому целое стилистическое течение в русском искусстве начала XIX в. принято называть «павловским романтизмом» (по названию г. Павловска – загородной усадьбы Павла I). Строящийся в Петербурге Михайловский замок по проекту В. Бренна в форме крепости мальтийского рыцаря, но в классическом стиле, представлял собой типичное романтическое произведение. Павловский дворец, спроектированный Ч. Камероном в лучших классических традициях итальянского «палладианского стиля», считается одним из самых гармоничных архитектурных ансамблей, включая и прилегающий ко дворцу парк, специально спланированный и обустроенный. Кстати сказать, своей загородной усадьбой Павловск считала императрица Мария Федоровна, жена Павла I, который своей усадьбой считал Гатчину. Швейцарец А.-Ф.-Г. Виолле спроектировал, начиная с 1780 г., для Павловского дворца мебель в стиле Людовика XVI, а немного позже, после пожара во дворце в 1803 г., интерьеры и мебель проектировались А. Воронихиным, но уже в стилистике раннего французского ампира.
Английская мебель классицизма. Стили Хеппльуайта и Шератона
Классицизм XVIII в. для Западной Европы и России был интернациональным стилем, хотя внутренние стимулы его развития и пути, которым он следовал, в разных странах были разными. Промышленная революция, начавшаяся в Англии с 60-х гг. XVIII в., события общественно-политической и экономической жизни английского общества имели непосредственное влияние на английскую культуру и искусство этого времени. В отличие от стран континентальной Европы, где классицизм второй половины XVIII в. стал новой и очередной стадией развития искусства, английский классицизм не являлся сугубо новым явлением, т.к. античное искусство и культура здесь почитались весьма давно. Английский классицизм отличается от классицистических форм, принятых в других странах, большей строгостью и последовательностью в принятии античных образцов. И на этом пути английский классицизм находит свои собственные национальные черты в архитектуре братьев Адам, в мебели Джорджа Хеппльуайта и Томаса Шератона, в посуде, плакетках, вставках на мебели и др., в керамике и фаянсе Джозайля Веджвуда и др. Начало резкого поворота английской мебели в сторону классицизма приходится на 1770 г., когда архитектор Р. Адам (1728–1792 гг.) по возвращении из Италии стал насаждать классику в английской архитектуре, в обустройстве интерьеров, производстве мебели и т.п. Стиль Чиппендейла, который господствовал здесь уже достаточно длительное время, начинает вытесняться. В проектах Адама, в противовес стилистике Чиппендейла, который, однако, одно время выполнял интерьеры и мебель в стилистике классицизма по проектам Адама, начинает главенствовать прямая линия. По проектам Адама выполняли мебель ставшие впоследствии знаменитыми мебельщики Д. Хеппльуайт и Т. Шератон, на которых также оказал влияние стиль Людовика XVI. Впоследствии эти мастера сложили свои собственные мебельные стили, причем стиль Хеппльуайта отходит от прямых строгих линий Адама и является своеобразным промежуточным звеном между ним и стилем Чиппендейла. Этот стиль близко подходит к стилю Людовика XVI, в то время как стиль Шератона тяготеет к более рафинированному классицизму. Свои лучшие произведения Хеппльуайт создаёт в промежутке между 1775–1786 гг., а Шератон – в 1790-1804 гг. Мебель для сидения, выполненная в стиле Хеппльуайта, имеет характерное решение прорезных ажурных спинок в виде пересекающихся друг с другом овалов, которые иногда образуют сердцевидную форму. Рамы таких овалов слабо профилируются и имеют в центре канавки, а их края обрабатываются бусами. Верх спинки украшается резьбой в виде трех расходящихся в разные стороны пальмовых листьев. Этот узор получил название тройного страусового пера. Спинки диванов делаются в виде ряда соединенных между собой спинок от нескольких стульев или кресел, имеющих подобное весьма характерное декоративное решение. Ножки стульев, кресел и диванов выполняются прямыми, суживающимися книзу, круглыми или четырехгранными в сечении. Для раннего периода стиля Хеппльуайта в креслах локотники и их стойки делаются подобно французским креслам стиля Людовика XVI, а места крепления ножек к раме сиденья оформляются традиционным кубиком с резными розетками. В более поздний период этого стиля локотники и их стойки у кресел и диванов имеют сильный изгиб и, как и ножки, украшаются желобками по всей их длине. Места крепления ножек кубиков не имеют. В этом стиле делаются новые варианты крылатого кресла, а кровати украшаются балдахинами, которые держатся на тонких в сечении профилированных стойках, иногда имеющих слабую резьбу.
Разрабатываемая корпусная мебель имеет простые и лаконичные формы, ее номенклатура достаточно разнообразна. Существуют двух- и трёхъярусные платяные шкафы, разнообразные книжные шкафы с многоярусными выдвижными ящиками, расположенными в их нижней части. Иногда центральная часть низа таких шкафов имеет две распашные дверцы, а справа и слева от них располагаются выдвижные ящики. Застекленные дверки верхней части книжных шкафов делаются с фасонной декоративной свинцовой пайкой, как правило, геометрического рисунка в виде переплетающейся решетки. Большое распространение получили также шкафы-комоды, у которых практически отсутствует какой-либо декор. Шкафы, обычно, имеют выступающие профилированные карнизы, а иногда и фронтоны, украшаемые резными вазонами яйцевидной формы или фиалами. В этом стиле в большом количестве выполняются разнообразные по форме и назначению столы. Например, весьма оригинальные по конструкции столы с опускающимися полами столешниц и складными боковыми ножками, туалетные столы с выдвигающимися ящиками и откидными (поворотными) зеркалами, столы прямоугольной формы, у которых края столешниц и коробка подстолья делались с легким изгибом, письменные столы типа бюро, корпусы которых имели выпукло-вогнутые очертания и стояли на шести прямых суживающихся книзу тонких ножках, и др. объекты. В декорировке такой мебели нет сильно выступающих шаблонов, которые, в свою очередь, украшаются разнообразными порезками. Членения и профилировки получаются весьма мелкими, но чёткими и строгими. Вся мебель делается, в основном, из красного дерева и других светлых пород. Используется также атласное дерево, идущее на маркетри. Филёнки шкафов иногда украшаются интарсией в виде орнамента из расходящихся веером полос, вписанных в овал. В последней четверти XVIII в. большой популярностью пользуется разнообразная комбинированная мебель. Например, комод комбинируется со стоящим на нём книжным шкафом или комод имеет откидную или выдвижную столешницу и таким образом превращается в секретер, туалетный стол комбинируется с письменным столом и специальными ёмкостями, горка для посуды совмещается с комодом или бюро-кабинетом и т.д. Популярности стиля Хеппльуайта в Англии и за рубежом способствовали не только лично изготовленные им прекрасные мебельные объекты, но и, в еще большей степени, изданное им в 1788 г. «Руководство для столяра и драпировщика» («The Cabinet-Maker’s and Uphols terer’s Guide»).
Стиль Шератона характеризуется ясно выраженной структурой мебельного объекта и почти полным отсутствием кривых линий в его форме. Своей славе Шератон обязан, прежде всего, альбомам с эскизами почти идеальных (образцовых), отвечающих своему назначению – мебельных объектов, например, в изданной им в 1791 г. «Книге эскизов для столяра и драпировщика» («ТЪе Cabinet-Maker’s and Uphols terer’s Drawing Book»). Мебельные формы, складывающиеся в это время в его стиле, через несколько десятилетий лягут в основу мебельного искусства XIX в. благодаря своей целесообразности, простоте, практичности и изяществу. Мебель Шератона отличается изысканной проработкой всех деталей и хорошо подобранными породами дерева по их цвету и текстуре. Например, плоскости красного дерева чередуются у него с плоскостями, украшенными инкрустацией или маркетри из розового, атласного или палисандрового дерева, поэтому этот период в мебельном искусстве Англии еще называют «периодом атласного дерева». В технике маркетри декорируются не только большие плоскости стенок и дверок шкафов, но и спинки, и ножки стульев, кресел и диванов. Мебель для богатых клиентов Шератон украшает живописными медальонами или керамическими плакетками фирмы Веджвуда. В своих проектах Шератон обходится небольшим набором накладных латунных красивой формы ручек дверок шкафов и ящиков, щитков (уключин) замочных скважин. Шератон предлагает большое количество типов комбинированной мебели и мебели с различными техническими устройствами, повышающими ее потребительские качества. Например, туалетные столы с откидными и поворотными зеркалами, шкафчики с умывальниками, столики для бритья, комоды-туалетные столы, шкафы-бюро, рабочие и карточные столы и т.д. Мебель для сидения в стиле Шератон имеет простые формы, а сквозные спинки стульев и кресел с изящными пропорциями и рисунком собираются часто из точеных деталей и украшаются резьбой невысокого рельефа. Спинки диванов традиционно выполняются в форме соединенных между собой спинок нескольких стульев. Популярностью пользуются банкетки-подставки для ног. Изголовье кушеток имеет вид глубокого мягкого кресла. Над кроватями устанавливаются балдахины шатрообразной формы. В поздний период стиля Шератона опять появляются искривленные ножки, что свидетельствует о скорой перемене стилевых направлений в мебели. Удобство, комфортабельность, рационализм конструкций, уравновешенность членений и согласованность пропорций основных формообразующих элементов, изящество отделки сделали английскую мебель популярной в европейских странах, США и в России и определили ее влияние на формообразование мебели, создаваемой в этих странах.