Реставрация фортепиано.
Вид и место реставрации : реставрация пианино в Харькове, реставрация роялей и фортепиано в Харькове
Время создания : середина 19 века
Материал,техника исполнения : ольха, ель, бук,чёрное дерево, шпон дуба, слоновая кость; ручная и столярная работа.
Размеры: см.
Основание для реставрации:
Старинное пианино 19 века поступило на реставрацию с плотными пылевыми загрязнениями и грязе-жировыми наслоениями. Внешняя конструкция пианино выполнено из ольхи. Узловые соединения сильно рассохлись и требуют восстановления. Пианино покрыто чёрным лаком. Имеются множественные потёртости, нарушение целостности лакового покрытия, глубокие царапины, сквозные трещины рассыхания на всей поверхности пианино, множественные сколы и вмятины от ударов.Сильно загрязнена декоративная резьба, клавиши из слоновой кости, бронзовые накладные декоративные элемента. Бронзовые подсвечники утрачены. В результате локальной химической очистки и удаления чёрного лака было определено, что чёрный лак накладывался поверх тёмно-коричневых тонировок защищённых слоями лака.Таким образом родной цвет был коричневый с красноватым оттенком.
Конструкциях данного пианина состоят из пяти основных частей: 1) струнной одежды; 2) резонансной деки; 3) опорных конструкций; 4) клавишного и педального механизмов; 5) корпуса.
Струнная одежда — это набор струн различной длины и толщины, жестко натянутых на опорах. Каждой клавише соответствует группа струн, называемая хором.Материалом для струн в данном инструменте служит специальная стальная проволока высокой прочности диаметром 0,9 мм (граница между соседними размерами — 0,025 мм). Она является круглой в сечении и имеют полированную поверхность.
Резонансная дека представляет собой большой деревянный щит, жестко закрепленный (вклеенный) по краям и связанный со струнами через специальные подставки. По конструкции и действию дека напоминает большую мембрану и является множественным резонатором, откликающимся на разные частоты. Назначение деки заключается в том, чтобы многократно усиливать звук струн и придавать ему приятный тембр, характерный для фортепиано. Деревянный щит для деки склеивается из отдельных дощечек. Их изготавливают из ели. Древесина ели на данном инструменте прямослойная и с равными годичными слоями, без сучков и других изъянов’. Толщина щита — от 8 до 11 мм.
С обратной стороны деки, перпендикулярно годичным слоям древесины, наклеены прямоугольные планки (рипки). Они выполнены тоже из резонансной ели для передачи звуковых волн поперек годовых слоев резонансного щита и для придания щиту большей жесткости. Количество поперечных планок составляет 9 штук. Струны и дека крепятся к опорной конструкции — третьей основной части инструмента. Опорная конструкция представляет собой две рамы, металлическую и деревянную, тщательно подогнанные друг к другу и соединенные между собой с помощью специальных шурупов и болтов.
Деревянная рама (футор) состоит из контурной обвязки, скрепленной распорными брусками, и колковой доски (вирбельбанка). По всей площади доски в рассверленные отверстия вбиты колки (вирбеля). К колкам одним из концов крепятся струны. Другим с помощью петель они надеваются на штифты, вклепанные в металлическую раму. Поворачиванием колков производят натяжение струн и настройку инструмента.Металлическая рама представляет собой чугунную отливку, состоящую из двух мостиков — дискантового и басового, колкового панциря и распорных ребер. Колковая доска изготовлена из древесины бука, обладающего хорошим сопротивлением сжатию, и, во избежание появления трещин или короблений.
Четвертой основной частью пианино и роялей являются клавишный и педальный механизмы. Клавишный механизм служит для приведения струн в колебания ударами молоточков, педальный механизм — для увеличения или уменьшения силы и продолжительности звука и изменения тембра. Клавиши и накладки на них выполнены из черного дерева и слоновой кости.
Корпус пианино — пятая основная часть — представляет собой деревянный ящик, облицовывающий инструмент. У пианино он состоит из двух стенок, приклеенных к опорной деревянной раме. К стенкам с помощью кронштейнов крепится стол (штульрама) для клавиатуры и механики. Высота клавиатуры над полом диктуется высотой колен человека и находится в пределах 730 мм. Клавишный механизм закрывается спереди клавиатурным клапаном и верхней филенкой, а сверху крышкой. К клапану привернут пюпитр для нот. Под столом ставится нижняя филенка, которая вместе со стенками опирается на цокольный пол, имеющий ножки с четырьмя металлическими роликами. На цокольном полу посередине располагается педальный механизм.
Состав и последовательность реставрационных работ:
1. Удаление стойких и нестойких загрязнений.
2. Удаление старых лакокрасочных покрытий.
3.Восстановление утрат шпона на крайних боковых дверцах верхней части буфета.
4. Устранение мелких сколов,царапин,выбоин.
5. Укрепление и восполнение трещин рассыхания,восстановление мелких утрат декоративной резьбы.
6. Слесарные работы по восстановлению замка на крышке,очистка и консервация латунных накладных элементов
7. Тонировка спиртовой морилкой
8. Нанесение лаковых покрытий.
В результате комплекса реставрационных мероприятий антикварному пианино были возвращены его функциональные и декоративные качества.